Сколько стоит уничтожение конкуренции

21 декабря 2017, 09:00

Недавно Инициатива CoST Ukraine обнародовала информацию о дискриминационных рекомендациях, которые Укравтодор направил областным службам автомобильных дорог.

В частности рекомендовалось, чтобы квалификационный критерий "Наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичных работ" должен базироваться на опыте выполнения аналогичных работ в Украине или странах ЕС в течение последних 5 лет. Эта рекомендация привела к ограничению конкуренции, поскольку применение такого критерия не позволяло участвовать в закупках подрядчикам из Беларуси, Азербайджана, Турции и других стран.

Видео дня

После длительных дискуссий, 8 ноября Укравтодор отозвал дискриминационную рекомендацию. Но к тому времени состоялось большинство тендеров, во время проведения которых зафиксировали наличие упомянутых требований и низкий уровень конкуренции.

Рассмотрим последствия ограничения конкуренции на примере Запорожской САД. (Область была выбрана случайно, поэтому это не значит, что в ней таких случаев было больше или меньше, чем в других областях Украины). В период с 30 июня по 27 октября 2017 года здесь было объявлено 5 закупок услуг по текущему среднему ремонту автомобильных дорог.

Все тендеры имели признак ограничения конкуренции, в соответствии с упомянутой рекомендацией Укравтодора.

Как видим, во всех приведенных выше примерах Запорожской САД постоянно участвовали две компании: Онур Конструкцион Интернешнл и Автомагистраль-Юг, не соревновались между собой в цене, и победной признавалось начальное предложение. Соответственно, разница между предложением победителя и ожидаемой стоимостью (так называемая «экономия») составляет менее 1%. В двух случаях участие в закупке пытались принять другие компании, но их предложения были отклонены.

В одном случае, иностранная компания, которая не соответствует указанным критериям – Дорожно-строительный трест № 6 (Республика Беларусь) пыталась принять участие в закупке области (текущий средний ремонт автомобильной дороги Н-08 Борисполь-Днепропетровск-Запорожье на участке км 450 + 455 - км 474 + 193, № закупки UA-2017-07-03-000076-c). Компания попыталась обжаловать требование тендерной документации, однако, в связи с ошибкой в оформлении, жалоба осталась без рассмотрения и компания отказалась от участия в следующих торгах Запорожской САД.

Рассмотрев закупки, объявленные в Закарпатской, Днепропетровской и Сумской области в течение 3 квартала 2017 года, мы обнаружили, что в тех случаях, когда в тендере участвуют только 2 компании, ситуация везде одинакова:

  • аукцион не происходит;
  • побеждает начальное предложение;
  • процент "экономии" чрезвычайно низкий.

Как можем увидеть из 5 закупок на общую сумму 494, 83 млн грн "экономия" составила лишь 1,3 млн грн или 0,26%.

Вместе с тем, когда к закупкам допускается более 2-х участников, наблюдается реальная борьба на аукционе:

То есть, из 5 закупок на общую сумму 482,75 млн грн, "экономия" составила 88,52 млн или 18,34%.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Следовательно, можно предположить, что если бы Запорожская САД смогла обеспечить высокий уровень конкуренции на тендерах, экономия могла составить 18% или примерно 89 млн грн налогоплательщиков. А этого может быть достаточно, чтобы отремонтировать в среднем 5-10 километров дороги.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X