Как Украина теряет экономику

16 ноября 2018, 10:03
Цей матеріал також доступний українською

Экономическое развитие любой страны напрямую зависит от политических факторов, то есть от условий, которые предложило правительство этой страны ее народу.

В Украине из-за нелепых политических обстоятельств разрушается промышленность и страдает экономика.

Прошло чуть больше года с момента как в полном объеме вступило в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, переговоры о которой продолжались 10 лет. Но нужна ли Европе, развитой и самодостаточный, развитая и самодостаточная Украина как полноценный член, а не как сырьевая страна с минимальной добавленной стоимостью продукции?

Политики всех уровней использовали Соглашение с ЕС для достижения политических дивидендов и симпатий избирателей, игнорируя экономические последствия для национальных интересов.

Нет, я не отрицаю, что будущее Украины именно в Европейском Сообществе. Но хочу отметить, что как и 10, и 5 лет назад, сейчас находится немало политиков-негосударственников, которые используют Соглашение об Ассоциации с ЕС с целью политических манипуляций.

И почти никто ни тогда, ни сейчас не занимался и не занимается тем, что же для украинской экономики означает экономическая часть настоящего Соглашения, (главное, что само Соглашение есть, а развитие государственной экономики не интересует).

Занимались и занимаются этим вопросом бизнес, предприниматели, промышленники. То есть те, на ком негласно при любой власти лежит ответственность за экономический подъем страны и благосостояние граждан. Правительство же, в свою очередь, должно способствовать, развитию предпринимательства, промышленности, высоких технологий. Создавать лучшие условия для ведения бизнеса.

Еще в 2014 году Федерация работодателей Украины подготовила анализ раздела 4 Соглашения Ассоциации с ЕС Торговля. Вопросы, связанные с торговлей.

К сожалению, у нас появилась возможность анализировать документ только после его парафирования. Поэтому никоим образом мы не могли повлиять на его качество. Уже в начале исследований анализ согласованного варианта 4 раздела Соглашения показал ряд рисков для украинской экономики, прежде всего из-за наличия диспаритета в условиях взаимного доступа на рынки. В частности, в части применения тарифных ограничений, а также нетарифных мер, например, квот. Касающихся, как правило, товаров агропромышленного сектора. Особенно с высокой добавленной стоимостью и глубокой переработкой. Примеры конкурентных украинских товарных позиций, по которым ограничительные меры сохранены: квоты были предусмотрены практически для всей продукции животноводства, в частности, практически для любого вида мяса, но не только: например, для продукции из обработанного молока – 2 тыс. тонн/год, для молочных паст - 250 тонн/год (это почти ничего). Кроме того, для крахмала – 10 тыс. тонн/год, сахара – 20,7 тыс. тонн/год, сахарных сиропов – 2 тыс. тонн/год, солода и пшеничной клейковины – 7 тыс. тонн/год, обработанных томатов – 10 тыс. тонн/год. Это очень мало. А, например, для сыров в рамках такой "свободной торговли" были предусмотрены достаточно существенные пошлины – около 1,5 €/кг.

Это не скрытые данные. Они есть на сайте евроинтеграционных портала (портал разработан на средства Европейского Союза в рамках Проекта Поддержка внедрения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС), на сайте МЭРТ.

Квоты установлены на 5 лет, то есть до 2021 года. И на сегодняшний день у руководства страны нет четкого понимания, как эти квоты будут пересматриваться начиная с 2021 года.

Игнорируются все призывы бизнеса дальше продолжить формулировку позиции украинской стороны относительно квот на сельскохозяйственную продукцию.

Также мы проанализировали структуру ключевых позиций экспорта и импорта между Украиной и ЕС. В Украину из ЕС импортируются преимущественно товары высокотехнологичной группы с высоким уровнем добавленной стоимости (как пример: продукция машиностроения, медицинские препараты). Без учета реэкспорта газа высокотехнологичный импорт из ЕС в Украину составляет более 70%. А из Украины в ЕС экспортируется преимущественно сырье. Доля сырья в экспорте Украины в ЕС более 75%.

Освобождение от взимания пошлины именно сырьевых товаров при экспорте в ЕС, при неконкурентных условиях для бизнеса, 100% приведет к закреплению за Украиной статуса сырьевого придатка. На фоне деиндустриализации импорт высокотехнологичных товаров и дальше будет расти. Соответственно, будет расти отрицательное соотношение импорта из ЕС с нашим экспортом. Разве это – равноправное партнерство?

С позиции бизнеса мы предложили инициировать переговоры с представителями Европейского Сообщества по пересмотру некоторых положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, ведь возможность такого пересмотра предусмотрена в ст. 481, п. 1.

Тогда я имел честь общаться с одним из еврокомиссаров. Я показал ему наше исследование и спросил: "Скажите, с точки зрения паритетности – разве это не асимметричные отношения между Украиной и Европейским Союзом? Все рынки являются конкурентными, они могут и должны иметь взаимовыгодные отношения, чтобы не было дискриминации отдельных участников рынка одного Сообщества. Но в Соглашении заранее заложен проигрышный для Украины вариант ". Тогда эту несправедливость построения отношений "Украина – ЕС" я воспринял очень остро, равносильно построению отношений с позиции силы. Ведь к тому времени мы уже имели опыт партнерства, когда "старший" брат к нам относился, как к "младшему".

Ответ еврокомиссара был очень простой, я его помню до сих пор: "Это согласовало ваше правительство, согласно Конституции действующее от имени всего народа". И посоветовал давить именно на правительство. Но народ для того и выбирал руководство государства, чтобы оно добросовестно выполняло свои функции – способствовало развитию и улучшению жизни того же народа. Не из-за давления или Майдан, а добровольно и ответственно.

На этом моменте можно просто приуныть, что наши государственники тогда не смогли отстоять украинскую национальную позицию, и стоя поаплодировать чиновникам Европейского союза за то, что качественно отстояли экономические интересы своего рынка.

У нас не может нормально действовать Закон о государственной помощи субъектам хозяйствования, который был принят в соответствии с обязательствами согласно Главы 10 раздела 4 "О зоне свободной торговли". Не разработаны критерии допустимости госпомощи отдельным отраслям экономики.

И действительно никто не думает о том, как после 2021 будет строиться торговая политика с ЕС. А вывести некую формулу можно только тогда, когда будет проведен анализ торговых отношений с Европейским Союзом и определены риски и преимущества такого соглашения.

Федерация работодателей Украины чрезвычайно обеспокоена этим фактом.

На данный момент я считаю, что мы как общество, как работодатели, бизнес просто обязаны давить на руководство государства, чтобы отстаивать национальные политические и экономические интересы, даже в условиях уже подписанного Соглашения. Поскольку мы имеем право пересматривать его в части годовых квот и других механизмов, именно сейчас прилагаем все усилия для реализации этих возможностей.

Мир очень конкурентный: страны конкурируют за инвестиции, за новые технологии, по образованных людей. Безработица является одной из самых болезненных социально-экономических проблем любого общества, независимо от уровня развития. И главное, что происходит сейчас в Украине – мы теряем высококвалифицированных работников, неверие которых толкает их покидать Родину. Украина становится абсолютно непривлекательной для иностранного инвестора, благодаря негативным экономическим, политическим факторам и войне.

Реалии экспортной деятельности Украины таковы, что мы вывозим в основном то, что у нас выросло: зерновые культуры (кукурузу и пшеницу), масличные культуры (в первую очередь, сою) и масло (в основном, подсолнечное). Их общая доля превышает 90% в аграрном экспорте.

Но при этом Украина умудряется еще быть импортозависимым аграрным государством. Мы покупаем в Беларуси мясо, масло, из Польши везем овощи и фрукты и даже сало!

Особые риски мы видим и в проекте соглашения о ЗСТ с Турцией, которую сейчас готовит правительство. Эта страна имеет очень мощную экономику, которая стремительно и, в хорошем для Турции смысле этого слова, агрессивно развивается. Но готова ли слабая украинская экономика в такой жесткой конкуренции? Ответ очевиден – риски необходимо минимизировать. Но системных консультаций с бизнесом Правительство по этому поводу не ведет. Поэтому имеем еще одну реальную угрозу интересам отечественного промышленного производителя.

Это то, куда нас толкает конкурентный мир. А стратегия государства должна быть направлена ​​на развитие промышленности с конкурентоспособной продукцией на уровне мировых стандартов. Что будет способствовать созданию рабочих мест для высококвалифицированных работников.

Поэтому с целью запуска всех необходимых механизмов для равноправного партнерства Украина-ЕС одним из ключевых пунктов Манифеста работодателей Украины является проведение аудита ключевых международных экономических соглашений и обязательств Украины, их просмотр в частях, которые противоречат комплексной стратегии экономического развития и реиндустриализации Украины.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал