Цивилизация звездных войн с эмоциями каменного века. Пропаганда осознанного бизнеса

10 июля 2019, 13:30

Люди, процессы, технологии. Как трансформировать компанию в условиях сверхскоростей

Мы живем в эпоху стремительных технологических, экономических и социальных изменений. Жизнь ускоряется, бизнес ускоряется и трансформируется — все бегут в сторону инноваций и технологий. Вместе с тем «хайп» вокруг технологий стал одним из факторов, приводящих к снижению эффективности бизнеса. Где компаниям найти точки для ускорения? Как быстро трансформироваться в условиях сверхскоростей? Вдохновляющим опытом поделился Андрей Булах, управляющий партнер компании «Делойт» в Украине, на Форуме бизнес- и IT-лидеров от Terrasoft.

Видео дня

Конкуренция в эпоху развития технологий

Начну с известной цитаты Эдварда Уилсона, американского социобиолога: «Мы создали цивилизацию „звездных войн“ — с эмоциями каменного века, общественными институтами Средневековья и технологиями, достойными богов». В такой ситуации может показаться, что технологии и есть той волшебной палочкой, которая сделает любой бизнес успешным. Но давайте копнем глубже.

Приведу аллегорию — представьте, что у вас есть лодка: обычная деревянная, старого советского образца. В такой лодке есть черпак, потому что она обязательно будет подтекать. Но мы же за ускорение! Покупаем и устанавливаем на эту лодку многосильный мотор со спортивного катера. И что происходит? Конечно, первое время мы плывем быстро, чувствуем эйфорию от такой скорости и нам кажется, что мы неплохо модернизировали старую лодку. Но дыры в корпусе ведь никуда не делись. Теперь на большой скорости вода будет набираться еще быстрее, дыры будут расширяться, и закончится такое путешествие, наверняка, не очень радужно. Технология не стала панацеей.

Я твердо убежден, что бизнесу жизненно важно инвестировать в триаду — люди, процессы и технологии. Именно из этих трех составляющих состоит успешность любого бизнеса и, как следствие, его конкурентоспособность.

Terrasoft
Фото: Terrasoft

Как инвестировать в людей

Вернемся к лодке. Теперь представьте, что на этой лодке еще и люди есть. Как они себя там ощущают?

«Делойт» в некотором смысле тоже является такой лодкой. Став управляющим партнером пять лет назад, я действительно приделал к нашей лодке такой мотор и запустил много ускорений. Конечно, лодку стало штормить, кидать из стороны в сторону. Но как же люди? Важно создать в этой лодке условия, которые были бы комфортны для твоей команды. Им должно быть комфортно элементарно в одежде. Ведь наш бизнес довольно консервативный. Аудиторская компания, как правило, — это обязательно пиджаки, галстуки, график, не позволяющий уделять время личным интересам. И мы в нашей компании это во многом изменили и продолжаем менять. Начиная с одежды и гибкого графика и заканчивая, например, медитацией, заботой о mental health — ведь важно, чтобы людям было комфортно не только физически, но и психологически. Уже полтора года каждый день в 15:00 члены нашей команды имеют возможность медитировать. Для них это способ осадить весь «мул», поднятый перенасыщенным информационным пространством, отрегулировать фокус и оставаться эффективными.

Кроме того, хочу выделить несколько моментов, на которые обязательно должен обращать внимание каждый управленец, чтобы его команда была вовлеченной, заточенной на результат и мотивированной.

Бизнес должен иметь ответ на вопрос, зачем он создан

Первый и очень важный связан с меняющимся поколением миллениалов, теперь уже поколением Z — наличие того, что называют purpose или миссия. Бизнес должен иметь ответ на вопрос, зачем он создан. То, что было описано еще в трудах Карла Маркса — максимизировать стоимость и все такое — не вдохновляет современных сотрудников. Окей, мы заработаем денег, но чтобы что?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Второй важный момент — это ценности. Это то, что объединяет людей. Очень важно работать с единомышленниками, с людьми, которые одинаково смотрят на мир. Это поможет лодке оставаться на плаву при любых штормах.

Но могу ли я сказать, что при всех этих условиях люди чувствуют себя комфортно в такой лодке? Что у них нет перегорания? Нет, не совсем. И основная причина кроется в проблемных зонах второй составляющей — процессах.

Что делать с процессами

На одной конференции «Делойт» представители европейских и американских компаний с ответственностью заявили, что изменения операционной модели, над которыми они работали последние годы, перестройка бизнес-процессов — уже завершились, и они готовы с помощью тех самых «божественных» технологий «выходить в космос». Это хорошая новость. Но есть и плохая: Украина на 10−15 лет отстает от того, что происходит в Европе или США. Мы сейчас находимся только в начале этого этапа. Постройка операционной модели, бизнес-процессов — это то, что для нас жизненно необходимо на сегодняшний момент.

Когда речь идет о бизнес-процессах, в фокусе внимания, как правило, вопрос: «Как мы что-то делаем?». Это, безусловно, важно. Но важен и вопрос за шаг до этого: «Что мы делаем?». А еще перед ним: «Зачем мы это делаем?». И только поочередные ответы на все три вопроса позволят сделать ваши бизнес-процессы эффективными. От того, что конкретный человек знает свою роль в системе и зону ответственности, зависит результат его работы. Из непонимания рождаются так называемые «серые зоны», где я думаю, что это сделаешь ты и наоборот. И не менее важным для сотрудника является понимание финального «зачем» своей работы.

Мы в «Делойт» год назад перешли на новую систему оценки персонала и построения целей. В рамках этой системы каждые две недели организовываются так называемые «чекины» — встречи с тимлидом и отдельными членами команды. Первый вопрос, который я всегда задаю члену своей команды — есть ли у тебя вопросы по твоим ролям и обязанностям. И мы повторяем это как мантру.

Для украинского бизнеса я бы рекомендовал придерживаться такой формулы в инвестировании времени: 50% уделять людям, 30% посвящать процессам и 20% - технологиям

Не забывать о технологиях

Скорость развития технологий сейчас очень высока. Если компании сфокусируются исключительно на людях и процессах и пропустят, к примеру, два года, они не смогут догнать другие более развитые компании и останутся на обочине истории. Технологии, безусловно, важны и нужны. Но их нельзя просто применить к старой деревянной лодке. Нужно сделать домашнее задание: трансформировать лодку и тогда можно получить гораздо больше результата от технологий. Для украинского бизнеса я бы рекомендовал придерживаться такой формулы в инвестировании времени: 50% уделять людям, 30% посвящать процессам и 20% — технологиям. Но эти 20%, безусловно, должны присутствовать.

Мы находимся в ситуации, когда изменения, которые должен пройти украинский бизнес, подобны метафоре — на ходу переделать «Запорожец» в современный автомобиль. И остановиться никак нельзя. А это сложная и комплексная задача.

Terrasoft
Фото: Terrasoft

Требования к управленцу

5−10 лет назад, если бы у меня спросили, стоит ли управленцу получать MBA, я с уверенностью ответил бы, что нет. Ведь все очень быстро развивается, знания стремительно устаревают, и ты просто теряешь время. Я передумал. Без фундаментальных основ управленцу никак. Для того чтобы понимать взаимосвязь между тем, как ты что-то делаешь для людей, как это сказывается на процессах и влияет на технологии, важно видеть масштабную картинку происходящего в твоем бизнесе. И в этом ключе роль образования и самообразования колоссальная.

Я бы советовал не искать волшебную палочку только в технологиях, обращать внимание на ваших людей и бизнес-процессы. Готовьте свою компанию к тому, чтобы технологии вывели ее на новый уровень. И в конце хочу оставить одно слово — «Зачем». Команды, задавайте такой вопрос руководству. Управленцы, будьте готовы ответить на этот вопрос команде.

Материал записан во время проведения Форума бизнес- и IT-лидеров от Terrasoft

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X