Стендап и бизнес — в чем связь?

9 декабря 2020, 18:30

Пообщайтесь с людьми из бизнеса, которые достигли успехов, и вы убедитесь — в каждом из них есть эта аристотелевская способность шутить над собой и над ситуацией.

Материал подготовлен в соавторстве с Натальей Дмитренко, основательницей Business Stand Up Agency.

Способность подмечать комические стороны окружающего мира, обнаруживать противоречия и подавать их с юмором считалась показателем развитого интеллекта, высоко ценилась и даже была выведена в отдельный жанр искусства еще в древней Греции. «Подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде», так комедию описал Аристотель. Ораторское искусство с вкраплениями комедии греки использовали для того, чтобы рассказывать о реальности без цензуры.

Видео дня

Жанр видоизменялся и эволюционировал под действием времени, все глубже проникая в театральное, а позже и киноискусство. Появлялись новые форматы, смежные жанры, талантливые авторы и сценаристы. На фоне всего этого комедийного многообразия и растущей конкуренции комики вынуждены были расширять репертуар, находя новые способы общения с аудиторией, включая в выступления импровизацию и втягивая зрителей в сценическое действо. Именно в таких экспериментах с жанром и зародилось явление, к использованию которого прибегают сейчас и политики, и менеджеры, и студенты — stand up.

Стендап как самостоятельная форма разговорного жанра зародился в британских мюзик-холлах в конце XVIII — начале XIX веков. Выступления комиков подвергались предварительной цензуре 70-х годов 20 века. В послевоенный период, когда мюзик-холлы пришли в упадок на фоне развития телевидения и радио, новым местом для комедии стали клубы для рабочих, где помимо комедии выступали певцы и другие артисты. Самые популярные комики из клубов вскоре вышли на ТВ с варьете-шоу, которые снимали в самих клубах.

Стендап как новая форма попал в США в XIX в. вместе с кочевниками водевиля и цирковыми представлениями. Одним из основателей формы принято считать известного писателя Марка Твена, который выступал со своими комедийными монологами и фельетонами перед публикой.

У истоков американского стендапа были такие комики, как Ленни Брюс, Ричард Прайор, Джордж Карлин, Вуди Аллен. Будучи классиками жанра, они потерпели немало трудностей, связанных с правом выступать с определенным материалом. А американские восьмидесятые стали десятилетием первого «бума» стендап-комедии. Появились первые национальные супер-звёзды, вышедшие из стендапа: к примеру, Эдди Мёрфи. Стендап-комедия была везде: на каждом канале было своё стендап-шоу, появлялись новые комедийные клубы и в стендап приходило огромное число новых комиков.

Не удивительно, что жанр стендапа стал со временем трансконтинентальным явлением, трансформирующимся во множество различных форматов в каждой стране в зависимости от ее культурных, исторических и других особенностей. В Украине стендап — уже давно тренд. И особенно интересно то, как свободно этот жанр переходит с профессиональной сцены в повседневную жизнь, в бизнес среду. А бизнесменов без юмора вообще сложно себе представить. Успешных бизнесменов. Да и эта фраза почти каждого украинского директора «Пошути мне еще тут» означает не что иное, как интуитивную готовность шутить и слышать шутки в ответ.

Пообщайтесь с людьми из бизнеса, которые достигли выдающихся успехов, и вы убедитесь — в каждом из них есть эта аристотелевская способность шутить над собой и над ситуацией, а в сложных ситуациях они могут изменить ход событий и превратить его в ситуативный стендап, втянув в него и других присутствующих. Можно ли этому научиться? Безусловно. Дают ли такие способности и навыки преимущества при ведении дел? Попробуйте, и убедитесь сами.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X