Зачем компании счастливые сотрудники?
Любая бизнес-структура — это живой организм, главным двигателем и источником питания для которого являются его сотрудники. Когда «движок» исправен, а организм «питается» хорошо и регулярно, то и результаты соответствующие. И наоборот.
Довольный жизнью и своим положением сотрудник — главный кирпичик успеха любой компании.
Счастье — благополучие — успех
Первые well-being-методы — это программы, которые были внедрены мультинациональными корпорациями для повышения своей эффективности. Началось все просто — в Штатах в 1970-е годы начали набирать популярность «фитнес-программы» — компании давали сотрудникам льготы на укрепление здоровья. Тогда внимание обращалось на вопросы физической активности и оздоровления.
Программы Mental Health («ментальное здоровье») вошли в практику в начале 2000-х. Well-being — это комплексный подход, который включает все аспекты жизнедеятельности человека. Современная концепция «благополучного сотрудника» — это создание среды, в которой человек, достигая состояния полной удовлетворенности жизнью, способен полностью раскрыть свой потенциал и 100% отдаться на благо себя и своей компании.
Жить, гореть и не выгорать: почему важно быть благополучным
Совсем недавно основной функцией HR в компании было управление финансовой мотивацией. Мир изменился кардинально, особенно последние два года. И теперь уже ясно, что на результат работы сотрудника, помимо финансовой составляющей, влияет его «общее ощущение счастья и благополучия».
Согласно исследованиям Gallup, американского института по изучению общественного мнения, 7 из 10 миллениалов испытывали выгорание на работе в той или иной степени хотя бы раз в жизни.
Выгорание — это то, что нельзя излечить шелестом купюр в кошельке, о чем красноречиво говорят цифры: 48% сотрудников покидают компании по причине выгорания и низкой заинтересованности в результатах труда.
А еще выгорание для сотрудника, это проблемы со здоровьем:
- Повышение риска уйти на больничный — на 63%.
- Повышение риска попасть в больницу в карете скорой помощи — на 23%.
Недовольный собой и результатами своей работы человек в 2,6 раз больше желает уйти с насиженного места в поисках лучшего места, потому что прежнее не удовлетворяет.
Счастье на работе — разве такое бывает?
С точки зрения обычного человека, well-being это комплекс мероприятий, направленных на:
- выработку полезных привычек,
- снижение риска заболеваний сердца и сосудистой системы,
- улучшение сна и качества отдыха,
- выработку навыков управления стрессом,
- снижение вероятности выгорания на работе,
- крепкое психическое здоровье.
Специалисты Gallup нашли всего 5 компонентов, влияющих на состояние благополучия человека:
1. Физическое здоровье — это ощущение уверенности в завтрашнем дне, безопасность и медобслуживание. Это правильное питание и достаточная физическая активность.
2. Социальный компонент — это атмосфера доверия и уважения в коллективе. Это команда единомышленников, в которой ценят мнение каждого. Это соблюдение баланса «работа/личная жизнь».
3. Карьера — это понятные и справедливые перспективы роста, возможность самореализации.
4. Финансовая составляющая — это не просто «кусок хлеба», а возможность заботиться о себе и своей семье, возможность полноценно закрывать свои потребности и нормально отдыхать.

5. Возможность внести вклад в общество — это основное, что определяет разницу между «хорошей» и «отличной» жизнью. Приносить пользу другим — одна из базовых потребностей человека.
Если «проседает» хотя бы один из перечисленных факторов — человек не способен на 100% отдаваться работе. Отсюда вывод: если компания поможет повысить уровень благополучия сотрудников, вырастет их вовлеченность, вырастут и бизнес-показатели.
Что ежегодно теряют компании
Уставшие, выгоревшие сотрудники не в состоянии продуцировать новые идеи и мысли, не в состоянии сосредоточенно выполнять свою работу — компания несет убытки.
Статистики по Украине нет — комплексные исследования не проводятся. Но мы имеем зарубежный опыт, выраженный в цифрах, и уже наблюдаем полувыгоревших специалистов, которые ищут возможность самореализации.
По данным консалтинговой компании McKinsey, ежегодно американский бизнес теряет до $200 миллиардов в год на медицинское обслуживание своих сотрудников.
А в Великобритании, например, 54% рабочих дней ежегодно расходуется на проблемы с физическим и ментальным здоровьем персонала.
И в противовес, другая статистика: 88% сотрудников вовлекаются в работу охотнее и желают приносить больше пользы компании, если чувствуют заботу об их благополучии со стороны руководства.
Well-being сотрудника с точки зрения бизнеса
На что влияет благополучие сотрудника в компании:
- Продуктивность. Комплексный well-being-подход повышает производительность труда.
- Команда. Ощущение себя ценным сотрудником ведет к повышению компетентности. Атмосфера открытости и доверия способствует развитию новых навыков и принятию лучших решений.
- Таланты. Если в компании соблюдается баланс «работа/личная жизнь», если работодатель уважает и ценит своих сотрудников, то привлечение новых талантов и удержание имеющихся перестает быть проблемой. Квалифицированные специалисты сами ищут работу в таких компаниях.
- Бренд. Счастливые, благополучные сотрудники — ценнейшие бренд-амбассадоры на всех уровнях. Они заинтересованы в продвижении продуктов и услуг компании и более качественно контактируют как с бизнес-партнерами, так и с клиентами.
Как это работает — аргументы «за» well-being для руководителя
Исследование американской консалтинговой компании RAND Corporation говорит, что мероприятия well-being не просто улучшают физическое и ментальное здоровье сотрудников, но ежемесячно экономят работодателям по $136 на каждом сотруднике.
Как это происходит?
1. Снижаются расходы на здравоохранение
Когда сотрудники меняют модель поведения на более здоровую (например, отказ от курения, фрукты вместо чипсов и снеков, спортзал вместо пива в баре и прочее), хронические заболевания отступают либо не переходят в стадию обострения. Больничных и пропусков становится меньше, а персонал не отвлекается на проблемы со здоровьем.
2. Падают риски, связанные с травматизмом на рабочем месте
Здоровые физически и психически люди более внимательны и ответственны, быстрее реагируют в сложных ситуациях и принимают правильные решения.
3. Растет вовлеченность персонала
Сотрудники компании, которая заботится «о своих», чувствуют себя увереннее и спокойнее, ценят свою работу и гордятся своей компанией, больше вкладываются в бизнес-процессы и получают лучшие результаты.
4. Снижается текучесть кадров
Найти и обучить нового работника — дорогое удовольствие. Вы же помните, что недовольный жизнью специалист желает поменять свое место работы в 2,6 раза чаще?
5. Падают затраты на удержание талантов и поиск новых квалифицированных сотрудников
«Благополучные» компании притягивают специалистов высокого ранга. Довольные сотрудники не спешат искать «лучшее место» — таланты работают на благо бизнеса.
Выгорание — это то, что нельзя излечить шелестом купюр в кошельке
Концепция well-being в Украине только развивается. Но важно то, что компании, запускающие ее методы, видят результат и становятся активными сторонниками такого подхода.
Well-being — это забота о людях, которая неизменно отражается в формуле «благополучный человек = эффективный сотрудник = стабильно успешный бизнес». Это полная реализации стратегии «win-win», когда выигрывает и работодатель и наемный работник.