Предпринимателями рождаются или становятся? Чего не хватает украинскому образованию

19 января 2021, 13:00
Цей матеріал також доступний українською

Четыре конкретных шага, которые помогут ввести в Украине предпринимательское образование, которое найдет применение на практике в бизнесе.

Быть предпринимателем — это брать на себя ответственность, много учиться, принимать решения и понимать, что для успеха нужно много работать. Это парадигма мышления «есть проблема, и я разберусь, как ее решить» вместо «в этой проблеме виноваты соседи/власть/весь мир, и ничего не поделаешь». Как привить предпринимательское мировоззрение с детства?

Видео дня

Что такое предпринимательство

Предпринимательство — это когда ты используешь возможности и идеи и превращаешь их в пользу другим. Созданная польза может быть финансовой, культурной или социальной. Создать собственный бизнес, основать благотворительный фонд, проявлять инициативу на работе и оптимизировать процессы — все это предпринимательство.

Зачем учить предпринимательству с детства

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендует продвигать предпринимательское общество и культуру, особенно через образование и обучение.

Почему?

Это развивает детей. Школьники, которых обучали предпринимательству, более инициативные, чаще сами основывают внеклассные активности и ставят себе более амбициозные цели. Те, кого учили предпринимательству через практику, даже охотнее ходили в школу (исследование Датского фонда предпринимательства).

Другое исследование, от Европейской Комиссии, выделило четыре ключевых направления, которым способствует предпринимательское образование: выше вероятность получить работу и начать собственный бизнес, личный рост и дальнейшее обучение.

Это развивает общества и государства. ОЭСР в заметках с конференции 2004 года отмечало, что предпринимательство помогает создать больше рабочих мест, стимулирует производительность и конкуренцию, приближает общество к достижению своих целей. В Норвегии, например, стало появляться больше предприятий в сельской местности, а это способствовало экономическому развитию этих регионов (исследование Совета Европы).

Возможно, решить проблему глобального потепления и создать инклюзивное общество поможет нам именно предпринимательство. Предприниматели создают рабочие места для себя и других, предлагают новые идеи для решения старых проблем и стимулируют конкурентов создавать качественные продукты. От предпринимательского образования выигрывает государство и общество. Поэтому страны выделяют ресурсы на его развитие.

Как учат предпринимательству в мире

В Соединенных Штатах ежегодно проводится мероприятие the Lemonade Day. Суть программы в том, что в один день подростки в городах США начинают продавать на улицах лимонад. Но перед днем продаж они проходят 14-шаговую программу, где составляют бизнес-план, ставят цель, определяют расходы и риски.

Trish Badger
Фото: Trish Badger

Сама организация the Lemonade day отмечает свое видение так:

Каждый ребенок в Америке знакомится с предпринимательством через реальный опыт с основания собственного бизнеса — стенда с лимонадом. Управляя стендом, они [дети] получают навыки бизнеса и жизни, которые нужны, чтобы поставить цель, составить план и достичь своей мечты.

Программа гибкая: ее внедряют на уровне школ, кружков или как мероприятие на уровне города (особенно, если он небольшой). К обучению и мероприятию привлекают бизнес, отдельных предпринимателей и учителей с высоким уровнем финансовой грамотности.

Родители детей, которые участвовали в Lemonade day, отмечают, что их дети научились лучше ставить финансовые цели, соотносить математику с реальным миром, коммуницировать и решать проблемы (опрос).

К тому же, в Штатах разрабатывают и внедряют стандарты предпринимательского образования в формальном школьном образовании.

В Европе реализуются другие программы. Одна из них — Youth Start Program. На сайте программы размещены более 40 англоязычных разработок — предпринимательских вызовов-челленджей, для детей 7−19 лет.

Вызовы в Youth Start Program делятся на три типа: 1) закладывающие базовое предпринимательское образование (обозначены желтым); 2) воспитывающие предпринимательскую культуру (розовые); 3) воспитывающие активную гражданскую позицию через предпринимательство (зеленые).

Учитель выбирает вызов, например, День открытых дверей (Open Door Challenge), и получает видео, инструкции, рабочие листы, чтобы организовать работу учащихся над настоящим мероприятием в школе. Ученики учатся разрабатывать идею мероприятия, планировать и рекламировать его, проводить собственное мероприятие и подводить итоги.

И это — лишь один из доступных на сайте вызовов. Материалы подробно прописаны для учителей и учеников. Их удобно интегрировать в различные предметы в школе или во внеклассные активности.

Исследование Youth Start Program 2020 показало, что программа способствовала развитию предпринимательской компетенции у детей. А сами дети стали более уверенными в своих навыках: умении спланировать финансы, распределить ресурсы, справляться с неопределенностью и других.

Еще одна организация — JA Europe — также внедряет программы по предпринимательству в формальное и неформальное образование. Одна из программ организации — the Company Programme для молодежи в возрасте 15−18 лет.

The Company Programme состоит из пяти этапов: 1) сгенерировать бизнес-идею, 2) организовать работу: назвать компанию, обдумать бренд, определить роли и виды работ, 3) сформировать капитал стартапа и финализировать бизнес-план, выйти на международный рынок, 4) действовать: продвигаться с продажами и производством, 5) соревноваться с компаниями из других школ и закрыться в конце программы.

В течение года школьники на собственном опыте узнают, что такое исследовать рынок, поднять первый капитал, работать в команде и разработать собственный продукт. Выпускники программы 1994−1996 годов на 20% реже остаются без работы, а 44% выпускников работают на руководящих позициях (исследование Европейской Комиссии).

Организация JA активно привлекает в свои программы представителей бизнеса. Успешные предприниматели проводят лекции для молодежи и становятся менторами в учебных программах. Они непосредственно делятся своим опытом с молодежью и помогают детям реализовывать свой потенциал, а в перспективе — получат более лояльных и инициативных сотрудников.

Возникает еще одна функция предпринимательского образования — построить мостики между бизнесом и молодежью. В предпринимательском образовании в ЕС в частности активно участвуют государства и бизнес-сектор: финансируют его и приобщаются к образовательным программам (исследование Европейской Комиссии).

А что в Украине?

Новая украинская школа также отмечает предприимчивость и инициативность среди ключевых компетенций, которым должна обучать школа. В школах есть предмет финансовая грамотность и выборочный предмет экономика. Можно интегрировать части предпринимательской компетенции в другие предметы — построить содержательные линии через географию, математику и тому подобное.

Также ежегодно проводится неделя финансовой грамотности, есть несколько бизнес-школ для детей (MBA Kids, StartNow).

Но этого недостаточно. Уровень финансовой грамотности в Украине остается самым низким у молодежи в возрасте 18−24 лет. Для создания бизнеса не хватает базовых знаний по планированию, поиску идей, работе в команде и еще множества других.

Украинскому образованию по предпринимательству нужен систематический подход. Мы предлагаем взять международный опыт и адаптировать его к украинским реалиям.

Как систематически внедрить предпринимательское образование

С 2006 года исследовательский центр при Европейской Комиссии анализирует и реализует кейсы предпринимательского образования. На их основе разработан стандарт предпринимательских компетенций — EntreComp (украинский перевод).

Что умеет предприниматель по EntreComp? Все предпринимательские компетенции разделены на три зоны: идеи и возможности (синий цвет на схеме), ресурсы (оранжевые), трансформация в действии (зеленые). Каждая зона включает в себя конкретные компетенции.

Например, в зоне идей и возможностей есть компетенция 1.1. Выявление возможностей — человек понимает собственные нужды и потребности общества, умеет искать соответствующие возможности и создавать их.

Например, Rozetka распознала и использовала возможности интернета в Украине для того, чтобы сделать шопинг удобным и простым. Так возник онлайн-магазин, который сегодня посещают более 2 млн пользователей в день (статистика с сайта Rozetka).

EntreComp выделяет несколько уровней для каждого навыка от полной зависимости от других (начальный уровень) до эксперта драйвера инноваций (самый высокий уровень).

EntreComp указывает, чему нужно научить и как это можно сделать, но без деталей. Детали зависят от того, кто, где и как внедряет стандарт. Рамка EntreComp — это общий ориентир. Бери и адаптируй.

План изменений

Исследование и внедрение новых компетенций требует ресурсов: подготовить учителей, разработать соответствующие школьные программы, учебные материалы, привлечь бизнес-сектор. Мы это понимаем. И на основе исследований и EntreComp предлагаем пошаговый подход. Наш MVP включает четыре ключевых шага.

1. Стартовать с онлайн-курса для старших классов

Методически, теория будет основываться на стандарте EntreComp, но мы ее адаптируем под нужды старшеклассников. Мы сосредоточимся на тех навыках и уровнях, которые наиболее актуальны для школьников 10−11-х классов. Например, научим оценивать рентабельность идеи и рассчитывать свой бюджет, но меньше внимания уделим отчетности в системе двойной записи бухгалтерии.

Мотивационно, мы привлечем к созданию курса тех, кто разбирается в бизнесе на практике. Мы понимаем, что школьникам не интересна сухая теория, тем более на видео, когда в соседней вкладке можно открыть Ютуб с динамичным и развлекательным контентом.

Датское исследование предпринимательского образования показало, что ролевые модели — реальные предприниматели — в онлайн-курсе вдохновляли школьников и положительно повлияли на отношение к предпринимательству. Мы воспользуемся этим опытом и пригласим экспертов украинского бизнеса. Например, главный маркетолог Киевстара расскажет о маркетинге: теория, практика на собственном опыте и кейсы из украинских реалий.

Технически, преимущество онлайн-формата в том, что доступ будут иметь все, кто имеет доступ к интернету. Опыт и советы успешных представителей бизнеса узнают школьники в больших городах и небольших деревнях — везде.

2. На практике: конкурс проектов и инвестиционный фонд.

Наше видение после завершения онлайн-курса — провести всеукраинское мероприятие, где старшеклассники применят на практике то, что изучили онлайн, а украинский бизнес наладит связь с младшим поколением.

Подход — проектная работа, школьники разработают и запитчат свои стартапы. Во время мероприятия они будут непосредственно общаться с предпринимателями — для менторства и вдохновения. А лучший проект получит финансирование из инвестиционного фонда для старшеклассников, который мы хотим основать в партнерстве с украинским бизнес-сектором.

Так школьники не просто усвоят теорию по предпринимательству, но и применят ее на практике — в собственных проектах.

3. Подготовить учителей преподавать предпринимательство в школе — разработать рекомендации для учителей.

Такой проект уже существует в мире — портал The Entrpreneurial School, который предоставляет учителям: 1) рекомендации по преподаванию предпринимательства; 2) рекомендации по сквозным линиям (преподавание предпринимательства через другие предметы); 3) новости и обновления международных исследований и рекомендаций; 4) чек-лист и оценки для собственной работы и работы школы.

Наш план — создать методические рекомендации для учителей о том, как преподавать предпринимательство через другие предметы в школе. Например, на уроках английского в 10-м классе — практиковать бизнес-лексику, а на уроках информатики в 11-м классе — анализировать и представлять данные, как настоящие бизнес-аналитики.

4. Разработать онлайн-курсы для средней и младшей школы.

Преимущества предпринимательского образования проявляются с детства. По исследованиям Европейской Комиссии, умение лучше решать проблемы, мыслить гибко и сотрудничать с другими проявлялись и у учащихся младших и средних классов, когда они проходили программы по предпринимательству. Поэтому онлайн-курс для старшеклассников — это только начало. В долгосрочной перспективе мы хотим создать материалы для всех классов.

Не стоит ждать, что предпринимательское мышление придет само собой — на первой работе, третьем курсе университета, с опытом. Над предпринимательским мышлением нужно систематически работать, и делать это с детства. Так будет подрастать поколение людей, которые будут знать, что наличие проблемы — это повод ее решать, а не ждать лучших времен.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X