Нет — картелям? Как формируются требования к подрядчикам Укравтодора

10 марта 2020, 16:45

Как Укравтодор вводит новые правила игры в дорожной отрасли и кому это не нравится

На прошлой неделе презентовали проект Методологии закупок на основе которой должен готовиться вся тендерная документация Укравтодора. Типичная тендерная документация призвана предупреждать риски в работе с подрядчиками и препятствовать «тендерным троллям», которые умышленно блокируют проведение важных для области государственных закупок.

Видео дня

В чем проблема

Возглавив Укравтодор в конце ноября прошлого года я получил ключевую задачу — обновить 4 тыс. км дорог государственного значения. Для этого нужно 85 млрд грн финансирования и чтобы все участники процесса отработали на 100% — бизнес, структурные подразделения, другие государственные учреждения.

Срыв строительного сезона из-за работы так называемых «тендерных троллей» был определен как одна из реальных угроз.

Вместе с тем, было очевидно, что закупки — классическое гнездо коррупции. Мы искали инструмент, который бы позволил упорядочить разработку тендерной документации службами автомобильных дорог в областях, помог минимизировать коррупционные риски и защитил Укравтодор от потери времени и средств из-за недобросовестных подрядчиков. Таким инструментом стала типичная тендерная документация, а вслед за ней внедрим типовые договоры.

Что такое типовая тендерная документация

Типичная тендерная документация основывается на унифицированном подходе к работе с подрядчиками. Для бизнеса — это гарантия прозрачных условий участия в тендере, открытой конкуренции и дополнительной защиты от тендерных троллей, а для Укравтодора — возможность лучше контролировать качество ремонтных работ и надежность подрядных организаций. Потому что государственные закупки в основе своей — это соревнование ценой, а это порождает манипуляции с качеством. Чтобы на старте отсечь тех, кто готов давать цену ниже себестоимости ради аванса, и точно не готовы нести ответственность за качество выполненных работ — мы должны выбрать подрядчиков уже имеющих достаточную квалификацию.

Методика — это линейка, с помощью которой в рамках торгов мы оцениваем потенциальных подрядчиков. Понятно, что по определенным параметрам подойдут не все, и вполне логична критика с их стороны. Если компания еще прошлым летом заливала асфальт в коттеджном городке у нее практически нет шансов пройти квалификационные требования Укравтодора для выполнения работ на трассах международного значения. И опыт можно получить, приобщаясь к тендерам на дороги местного значения, работая в субподряде или альянсе с другими, более опытными компаниями.

Подрядные компании четко понимают, что от них ожидается.

Эпоха  «дикого капитализма» подошла к концу, мы хотим чтобы рынок работал по принципу свободной экономики и имел четкие границы на правила, понятные всем игрокам

Как это работает в мире

Система Италии, и Европейского союза в целом — это ранжирование и поощрение компаний к развитию. Малый бизнес не допускают к крупным инфраструктурным объектам, однако предоставляют им условия, чтобы со временем эти компании могли расти и масштабироваться. Таким образом не происходит дискриминации малого бизнеса (хотя его и не допускают фактически к большому строительству). Эту модель, частично, мы внедряем и в Украине.

Это хорошо видно на примере Чехии, где ранжирование подрядчиков происходит в соответствии с классом дорог. Особое внимание — на соблюдение подрядчиками гарантийного срока. Наличие качественных дорог с долгим сроком эксплуатации в этих странах говорят сами за себя.

В подготовке Методологии мы прежде всего ориентировались на примеры ЕС и США, и на днях разговаривал с ветераном дорожной отрасли, и по его словам даже в Советском союзе было ранжирование компаний, которые выполняли дорожные работы на местном, республиканском или всесоюзном уровне, потому что это прежде всего, вопрос ответственности.

Уже есть

Эпоха  «дикого капитализма» подошла к концу, мы хотим чтобы рынок работал по принципу свободной экономики и имел четкие границы и правила, понятные всем игрокам.

То что мы видим уже сейчас, количество обжалований и требований/жалоб уже изменилось к лучшему, по сравнению с прошлым годом.

Но еще важнее количественных показателей — качественные.

Потому что наша главная задача — обновление дорог. Для этого нужно финансирование, реальные мощности бизнеса и контроль качества. Внедрение жестких квалификационных требований в дорожной отрасли можно сравнить с дипломом и реальным опытом хирурга. Никто не доверит себя неопытному врачу, вот мы и не можем доверить дороги компаниям, которые не имеют достаточной квалификации в строительстве дорог государственного значения.

Что дальше

Укравтодор разработал методологию об особенностях осуществления закупок работ по строительству (новое строительство, капитальный ремонт и реконструкция) и услуг по текущему ремонту и эксплуатационному содержанию автомобильных дорог общего пользования, с проектом документа можно ознакомиться здесь.

После презентации проекта документа начинается формальный процесс общественного обсуждения на основе рабочей группы Минэкономразвития. Проект учитывает новую редакцию закона О публичных закупках, которая вступит в действие 19 апреля.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X