Поддержать книжную сферу просто, или Что такое книжный рибейт
Когда книжные магазины закрываются, люди, живущие рядом, меньше читают — к такому выводу пришли эксперты Лондонской школы экономики. Карантинные условия накладывают свой отпечаток и закрытие становится неизбежным решением для многих владельцев.
Vivat в 2020 году тоже потерял один из физических магазинов, и мы прекрасно понимаем, как трудно удерживать бизнес на уровне и платить за аренду. Поэтому одним из логических вариантов выхода из такой ситуации может быть внедрение рибейта.
Рибейт (англ. rebate) — это возвращение доли уже уплаченных средств за продукт или услугу. В нашем случае он предусматривает возвращение книжным магазинам государством процента от общей суммы проданных за определенный период книг. Даже 10% возвратов помогли бы снизить арендное давление, ведь в среднем 80−90% прибыли магазинов идут как раз на то, чтобы оплатить помещения.
Похожий механизм уже действует в Украине в сфере кинематографа. В Законе Украины «О государственной поддержке кинематографии в Украине» рибейт указан как «государственная поддержка в форме государственной субсидии для возврата части квалифицированных расходов». От 4% до 16,6% возвращаются создателям фильмов, сделанных на территории Украины. По всему миру такие возвраты от государства пока направлены на спасение культурных и коммуникационных сфер: в Австралии есть рибейт от налогов во время карантина для медиа, а в Великобритании — для кинотеатров, концертных залов, спортзалов и тому подобное.
И ослабление по наиболее ключевому пункту расходов — аренде помещений для магазинов — как правило, так и остаются рекомендательными. Так в Великобритании, например, просто нельзя внедрять жесткие требования для бизнес-должников по выплате аренды. Запросы на конкретные действия, чтобы сделать арендное ослабление обязательным, поступали от Ассоциации книготорговцев еще весной 2020 года. Так же и в Украине — арендаторы могут быть освобождены от выплат, но это не требование и не гарантия, поэтому давление до сих пор существует.
Да, рибейт действует не во многих странах, однако тогда там есть иные способы содействия. Например, во Франции, вместо уменьшить аренду, решили, что лучше признать книги сферой первой необходимости и не закрывать больше магазины в период локдаунов, а все доставки книг государство оплачивает за свой счет.
Рибейт может стать реальным выходом и сделать Украину одним из первых государств, которые внедрят такую важную поддержку на законодательном уровне. К тому же этот процесс имеет определенные преимущества не только для самих издателей.
Чтобы получить рибейт и определить сумму возвратов, книжным магазинам придется стать прозрачными в отношении своих прибылей, указывать, что именно продано, вести детальный учет. И это, во-первых, будет способствовать ведению баз данных и проведению аналитики книжного рынка. Когда государство будет собирать такую статистику, можно будет проследить реальный спрос украинских читателей. Мы будем иметь целостную картину того, сколько и что именно читают в разных уголках Украины, а не только в крупных городах. Книжная сфера сможет ориентироваться, что стоит переводить и издавать и как улучшить читательские привычки украинцев. А во-вторых, подобная отчетность уменьшит возможность проведения «теневых» операций, контрафакта, недобросовестной конкуренции, потому что выгоднее будет показать как можно больше чистой прибыли.

Бизнесу в сфере культуры важно знать, что государство помогает бороться с экономическим кризисом. Когда имеешь поддержку, легче продолжать идти дальше. А иначе после всех карантинов мы выйдем на улицы и не увидим уже ни одной вывески «Книги».