Как снизить цены в супермаркетах на 15−20%

24 мая, 10:09

Сегодня стоимость продуктов питания в торговых сетях растет с каждым днем. Но цены можно снизить. Для этого нужно, чтобы государство наконец начало регулировать взаимоотношения между производителями и торговыми сетями.

Самое главное — должна решиться проблема несвоевременных расчетов ритейлеров за взятые на реализацию товары. Тогда и цены в магазинах снизятся, и поступления в государственный бюджет вырастут.

Видео дня

Сейчас производители пищевых продуктов полностью зависят от торговых сетей. Система работает следующим образом: производитель поставляет свои товары в магазины, но деньги за них получает только через три-четыре месяца, потому что действует отсрочка платежей за поставленную продукцию.

Например — с колбасными изделиями — сейчас отсрочка платежей составляет от 90 до 120 дней. И это при том, что срок реализации такой продукции — две недели. То есть, такую колбасу уже давно продали, но деньги ее производителю поступят, как минимум через три месяца. Все это время средства производителя работают не на него, как это должно быть, а на ритейлера. И можно только представить, сколько они раз оборачиваются у них.

Но есть еще более насущная проблема — способ возврата денежных средств производителям. Проходит 120 дней, по договору отведенные ритейлеру на возврат средств производителю, а владельцы торговой сети говорят: «Потом заплатим». В такой ситуации у производителя нет абсолютно никаких рычагов влияния для возврата денег за реализованную магазинами продукцию.

Власть только советует обращаться в суд. В то же время уже даже в Евросоюзе признали, что это не рабочий механизм, ведь есть так называемая «коммерческая месть», которую в странах ЕС занесли к недобросовестным торговым практикам. Проблема в том, что если производитель обратится в суд с иском на ритейлера, его товар просто уберут с полок супермаркетов, причем не только одной сети, но и всех крупнейших сетей.

Должна решиться проблема несвоевременных расчетов ритейлеров за взятые на реализацию товары. Тогда и цены в магазинах снизятся, и поступления в государственный бюджет вырастут.

Поэтому получается, что с помощью судов производитель не может защитить свои права. Это должно делать государство, в лице государственного органа — контролировать условия договоров между производителями и торговыми сетями, а также сроки уплаты по этим договорам. В ряде стран ЕС это контролирует Антимонопольный комитет. Два дня просрочки по договору — штраф. Поэтому ритейлеру выгоднее вовремя платить производителями деньги за реализованный товар.

Итак, проблему расчетов между производителями и ритейлерами следует рассматривать в двух аспектах. Первый: продолжительность отсрочки платежа по договору, второй: защита поставщика от несвоевременных расчетов.

Сегодняшний подход, когда производитель получает деньги за поставленную продукцию только за 90−120 дней, или же вообще не получает, образует огромную дыру в бюджете любого предприятия. Как следствие: уменьшается количество перерабатывающих предприятий, дорожает продукция, а также появляются проблемы с оборотными средствами у производителей. В свою очередь это приводит к увеличению доли импорта в розничных продажах Украины и увеличении экспорта сырья. Страдают от этого прежде всего простые украинцы, ведь продукты питания для них только повышаются в цене.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Страдает от неурегулированности этих отношений и государство, ведь уменьшаются поступления в государственный бюджет от самих производителей. Кроме этого, замедляется развитие украинского производителя и процветает ухудшение торгового баланса из-за увеличения импорта пищевых продуктов. Хотя немало украинских предприятий производят продукт европейского качества.

Есть признаки картельного сговора ритейлеров, но это сложно доказать

Мешают снизить стоимость продуктов питания для покупателей и кулуарные картельные договоренности между сетями недобросовестных ритейлеров. Все они обмениваются между собой информацией, а затем выдвигают требования поставщикам. «Вот у нас на рынке такие условия. Вы же видели, что просит вот та сеть. А мы что хуже их? Требуем таких же условий», — примерно так происходит общение производителей с ритейлерами.

Но производителям сложно доказать существование картельного сговора — как национального, так и регионального масштаба. Этим должно заниматься государство, а не бизнес.

Безусловно, торговые сети будут против любого регулирования со стороны государства. Их главный аргумент — не вмешивайтесь, у нас коммерческие взаимоотношения. Но есть прекрасный пример: пока в банковский сектор и строительную отрасль государство не вмешивалось как регулятор — там были финансовые пирамиды, банки-«пылесосы», толпы обманутых вкладчиков и инвесторов в недвижимость. Как только государство начало четко регулировать эти сферы — выиграли от этого прежде всего обычные украинцы, ведь они теперь не могут быть обманутыми.

Такую же практику нужно ввести в отношениях производителей и торговых сетей, ведь сегодня при отсутствии государственного регулирования этих отношений в роли обманутых выступают предприниматели, которые должны заниматься бизнесом, а не отстаивать свои права. Речь идет об отечественных производителях, которые дают рабочие места, создают продукцию с высокой добавленной стоимостью, наполняют госбюджет.

Негативные последствия проблемы отсутствия четко урегулированных взаимоотношений между производителями и торговыми сетями оплачивают обычные украинцы. Из-за давления торговых сетей, которые выдвигают различные условия производителям для размещения товаров на полках, стоимость продуктов в супермаркетах повышается на 15−20%. Тогда как в фирменных специализированных магазинах производителей такие же товары можно приобрести в полтора-два раза дешевле.

И напоследок. За последнее десятилетие, начиная с 2014 года, в Украине прекратили существование 10 крупных торговых сетей. Все они закрылись с долгами, что привело к невыплате производителям десятков миллиардов гривен.

Поэтому государство обязано вмешаться в отношения между производителями и торговыми сетями, чтобы избежать таких финансовых пирамид. Сейчас же производители часто фактически вкладывают средства в ритейлеров, поставляя сетям товар с большой отсрочкой платежа, а эти деньги просто не возвращаются. В любой момент сеть может закрыться, при этом активы вывести на другие компании своей группы, а долги оставить на «нулевых» компаниях, а это означает, что производители не получат свои деньги. И конечно, что, по законам рынка, за все это в конце концов заплатят покупатели в магазинах, приобретая тот или иной товар по искусственно завышенным ценам.

Поэтому взаимоотношения производителей и ритейлеров нужно регулировать с помощью государства, как это сделали уже несколько лет назад все страны Европейского Союза.

Показать ещё новости
Радіо NV
X