Как рост минимальной зарплаты повлияет на бизнес?
Что изменил Госбюджет-2019
Принятый в ноябре 2018 Госбюджет-2019 увеличивает значение показателей минимальной заработной платы и прожиточного минимума в стране. Это автоматически приводит ко многим изменениям, которые касаются как заработных плат, так и налоговой системы, различных видов оплат, штрафов и пошлин. Какие последствия подобные изменения будут иметь для бизнеса и с чем следует считаться уже сейчас?
Основные показатели
Согласно закону «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» с 1 января этого года размер минимальной заработной платы в месяц составляет 4173 грн, а почасово – 25,13 грн. То есть речь идет о повышении значения показателей на 12%, если сравнивать с 2018 годом, когда минимальная заработная плата устанавливалась в размерах 3723 грн в месяц и 22,41 грн в час соответственно.
Законом предусмотрено также поэтапное повышение прожиточных минимумов для основных демографических и социальных групп в течение года. Для бизнес-среды важным является показатель прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который в расчете на одного человека в месяц с 1 января 2019 составляет 1921 грн (фактически, такое значение действует с 1 декабря 2018 года), с 1 июля 2019 года – 2007 грн, а с 1 декабря 2019 года – 2102 грн. Ставка военного сбора, а также сроки уплаты и отчетности остаются без изменений (1,5%).
Единый социальный взнос и единый налог
Для самозанятых лиц и членов фермерских хозяйств минимальный размер единого социального взноса (ЕСВ) в 2019 году составляет 918,06 грн (22% от минимальной заработной платы). В то же время, максимальная база начисления ЕСВ, которая с 2018 года равна 15 размерам минимальной зарплаты, в 2019 году поднялась до 62 595 грн. Так как изменение показателя минимальной заработной платы в этом году не запланировано госбюджетом, то максимальный и минимальный размер ЕСВ в течение года не будут меняться.
Ставки единого налога для трех групп плательщиков остаются на уровне прошлого года:
- I группа – до 10% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчетного года (до 192,10 грн в месяц);
- II группа – до 20% от размера минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года (до 834,60 грн в месяц);
- III группа – в процентах к доходу (3% или 5%, в зависимости от статуса плательщика или неплательщика НДС 3 группы).
Исходя из этого, общая годовая налоговая нагрузка (ЕСВ и единый налог) в 2019 году, независимо от факта полученного дохода, для ФЛП I группы составит 13321,92 грн (ЕСВ – не менее 11 016,72 грн, а единый налог – не более 2305,20 грн), а для ФЛП II группы – 21 031,92 грн (ЕСВ – не менее 11 016,72 грн, а единый налог – не более 10 015,20 грн).
Штрафы, судебные залоги и государственная пошлина
Значительно увеличились суммы штрафов для юридических и физических лиц – предпринимателей, которые нарушают трудовое законодательство. Так, за допуск работника к работе без трудового договора или выплату зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ налагается штраф в размере 30 минимальных заработных плат (125 190 грн) за каждого работника. За несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда (работа в выходной или праздничный день, недоплата за работы в ночное время и т.д.) сумма штрафа – 10 минимальных зарплат (41 730 грн) за каждого работника. А за задержку заработной платы более чем на месяц или неуплату ее в полном объеме, недопущение инспекторов по труду к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в его проведении предприниматель должен будет заплатить штраф в размере 3 минимальных заработных плат (12519 грн).

Рост прожиточного минимума также повлиял на размеры судебных залогов и размер государственной пошлины в отдельных случаях. Если говорить о размере судебного залога, то в зависимости от тяжести преступления он может составлять от 1-20 прожиточных минимумов (то есть от 1921 грн до 38420 грн) и до 80-300 прожиточных минимумов (от 153 689 грн до 576 300 грн) для трудоспособных лиц. А вот госпошлина за регистрацию выпуска ценных бумаг составляет 0,1% номинальной стоимости выпуска ценных бумаг, но не более 50 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (96050 грн).
Специальные налоги и уставный капитал акционерного общества
С ростом размера минимальной заработной платы происходит рост некоторых специальных налогов. Например, максимальная сумма, которой может облагаться недвижимость физических и юридических лиц на территории Украины, составляет 62,60 за 1 кв. метр (1,5% от минимальной заработной платы). Обратите внимание, что саму ставку налога на недвижимость определяет местная власть. Также не стоит забывать о том, что в Украине налогом облагаются легковые авто (транспортный налог), в которых от даты выпуска прошло не более 5 лет, а их среднерыночная стоимость составляет более 375 минимальных зарплат, то есть 1564875 грн.
Если говорить о налоге на прибыль, то размер минимальной заработной платы определяет налоговую разницу, на которую определенным налогоплательщикам предстоит откорректировать определенный финрезультат. Согласно Налоговому кодексу Украины, если сумма стоимости товаров, работ и услуг приобретенных у неприбыльных организаций в течение года совокупно превышает 25 минимальных зарплат (104325 грн), то следует увеличивать финрезультат на сумму этих приобретенных товаров и услуг. В то же время, на саму ставку налога на прибыль размер минимальной зарплаты не влияет.
На 562 600 грн увеличился минимальный размер уставного капитала для акционерного общества (АО). Ведь размер уставного капитала составляет 1250 минимальных заработных плат. Но обратите внимание, что значение ставки минимальной зарплаты берется на момент создания АО. Поэтому в течение 2019 года для АО минимальный размер уставного капитала составляет 5216250 грн.