Психология тарелки. Как рестораны манипулируют нами

18 мая, 18:30
Цей матеріал також доступний українською

Ресторанный бизнес — сплошная манипуляция

Все мы хотя бы раз в жизни были в ресторане. Ну или в фаст-фуде, или кофейне. Но мало кто задумывался, почему одно заведение нам кажется уютным и приятным, а из другого хочется бежать быстрее. Ресторанный бизнес — это сплошная манипуляция. Нигде человек не проявляет себя так, как в месте, в котором он ест. Еще до того, как вы проглотили первый кусочек еды, вас уже направили в нужное русло.

Итак, как говорил Ослик Иа, все почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?

Вы не обращали внимания, как ведете себя за столом с белой скатертью? Скатерть — это нечто торжественное, праздничное. Или дорогое. Поэтому большинство людей за столом со скатертью сидят с прямой спиной, локти не на столе. Конечно, как можно положить локти на скатерть? Поэтому большинство дорогих ресторанов используют скатерти — чтобы заставить людей вести себя более воспитанно, а не валяться лицом в салате. Скатерть все-таки обязывает. Вывод: если видите в ресторане скатерти, а денег у вас мало, не ходите туда. Это будет дорого.

Или например, сейчас в ресторанах в моде цветная или черная посуда, иногда это посуда просто похожа на произведение искусства. И на такой поверхности любое блюдо будет выглядеть дороже, эффектнее. Раньше считалось, что белая тарелка подчеркивает красоту блюда, на белом все хорошо смотрится. Но если еда самая обыкновенная, красивая посуда сделает ее красивее. А если в блюде есть несколько разных цветов, например, мясо с красными помидорчиками и яркой зеленью, это выглядит более аппетитно. Мозг реагирует на красоту, красивое блюдо хочется съесть. Не всегда форма отражает содержание. Красивая еда на красивой тарелке может оказаться невкусной и гадкой.

Свет оказывает очень большое влияние на нас, на наше настроение. Однажды проводила в ресторане такой эксперимент: над столиком в ресторане меняли освещение. Под яркой лампочкой люди не хотели долго сидеть, быстро ели и уходили. Если меняли лампочку на более слабую, с теплым освещением — начинали больше пить и есть, дольше сидели. А если просто ставили свечу — пили много алкоголя, очень много! Именно поэтому все пивные пабы и бары такие темные, ведь при тусклом освещении люди больше пьют. Я связываю это с тем, что пить алкоголь подсознательно стыдно. Поэтому желающий выпить неосознанно хочет забиться в темный уютный уголок, а не сидеть под яркой лампой. И здесь уже совет для рестораторов: не делайте яркое освещение, если хотите, чтобы ваши гости у вас больше пили и дольше сидели, не смущайте людей.

Странная закономерность: почему-то закрываются рестораны с синими диванами. Синий цвет не способствует аппетиту, это холодная цветовая гамма. Уютно кушать в теплых тонах, так мы чувствуем себя в большей безопасности. Очень яркие цвета в интерьере сигнализируют нам: нужно быстро поесть и уйти. Поэтому яркие цвета и яркий свет часто используют фаст-фуды, в которых не нужно задерживаться.

Запах — особая статья манипуляций и в ресторанном бизнесе, и в торговле. Запах доходит до вас еще до того, как вы даже зашли внутрь. Запахи кофе, выпечки, вишневого пирога зачастую создаются искусственно, с помощью особых распылителей. Под Новый год многие распыляют запах мандарина, чтобы создать новогоднее транжирское настроение. В мясном ресторане уместен запах жарящегося мяса, от которого текут слюнки. А вот запах прогорклого масла или моющих средств отталкивает даже самых голодных. И если в ресторане вот так неприятно воняет, значит там или плохая вентиляция и вам будет просто нечем дышать, или ваше настроение просто никого не интересует. И то, и другое плохо.

Отдельная тема — это туалет в ресторане. Есть расхожее мнение, что у хорошей хозяйки унитаз всегда будет чистым. И если в ресторане вы обратили внимание на грязь в туалете, знайте — то же самое у них творится и на кухне. Возможно, экономят на уборке, а значит, и на поварах и на продуктах. И в заведении с грязным туалетом гораздо легче отравиться, чем в абсолютно чистеньком. Поэтому будьте начеку в гостях у таких грязнуль.

Да, нами управляют, нашими эмоциями, ощущениями. Но если вы этого не ощущаете и вам хорошо — значит, все манипуляции были оправданы и всем хорошо.

Специально для НВ Бизнес
Больше взглядов — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал