Как развивать транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия

4 октября 2018, 15:00

ТРАСЕКА – это международная программа, направленная на развитие экономических отношений, торговли и транспортного сообщения в регионах Черноморского бассейна, Южного Кавказа и Центральной Азии.

В мае 1993 года в Брюсселе на международной конференции, проходившей под руководством Европейского Союза, Грузия, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан договорились обеспечить выполнение программы ЕС, направленной на развитие транспортного коридора из Западной Европы через Черное море, Кавказ, Каспийское море в Центральную Азию.

Видео дня

Программа получила название ТRАСЕCА (английская аббревиатура выражения "транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия"). В 1996 году на конференции в Афинах в программу ТРАСЕКА была включена Украина.

Активная работа по реализации Программы с участием Украины началась с сентября 1998 года, когда в Баку президенты 12 стран: Украины, Молдовы, Болгарии, Румынии, Турции и стран-основательниц программы (кроме Туркменистана) подписали Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия (далее – ОМС). В марте 2000 года в соответствии с положениями ОМС была создана Межправительственная Комиссия (МУК) ТРАСЕКА (в ее состав вошли министры транспорта стран-участниц ОМС) и Постоянный Секретариат (ПС) с офисом в г. Баку.

Украина ратифицировала ОМС Законом Украины от 10 февраля 2000 года №1440-III "О ратификации Основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа – Кавказ – Азия и технических приложений к ней".

ПС возглавляет Генеральный секретарь, который избирается на должность на заседании Межправительственной Комиссии. Одновременно в каждой из 12 стран-участниц были основаны Национальные комиссии и назначаются Национальные секретари ТРАСЕКА.

В 2009-м году к Программе ТРАСЕКА присоединилась Исламская Республика Иран.

Сегодня международный транспортный коридор ТРАСЕКА включает в себя транспортную систему 13 стран-участниц Основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Украина, Узбекистан.

Наибольшие вызовы в реализации программы ТРАСЕКА связаны с работой транскаспийского транспортного коридора в обход России через ограничения транзита и применения санкций. Среди проблем этого коридора – трудности введения единого перевозочного тарифа, а также задержки транспортных средств на пограничных пунктах. Развитие программы ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Китая по реализации стратегии "Один пояс – один путь" по организации Нового шёлкового пути – транспортного маршрута для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу, поскольку потенциально по коридору "Европа – Кавказ – Азия" может пойти значительная часть китайско-европейского грузопотока.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Прохождение коридора по территории Украины

Автомобильный маршрут ТРАСЕКА:

Одесса/Черноморск – Умань – Винница – Хмельницкий – Тернополь – Львов – Ковель – Ягодин/Дорогуйск (Польша).

Железнодорожный маршрут ТРАСЕКА:

Одесса/Черноморск – Раздельная – Слободка – Вапнярка – Жмеринка – Винница – Казатин – Шепетовка – Ровно – Ковель – Ягодин/Дорогуйск (Польша).

Главными направлениями сотрудничества в рамках ТРАСЕКА являются:

  • развитие торговли и транспортных перевозок в регионах Европы, Черного моря, Кавказа, Каспийского моря и Азии;
  • содействие доступа к международным транспортным рынкам, повышение конкурентоспособности транспорта в регионе;
  • обеспечение безопасности движения, сохранности грузов и охраны окружающей среды;
  • гармонизация транспортной политики, а также правовых рамок в сфере транспорта;
  • создание равных условий для конкуренции между различными видами транспорта.

Мы разработали инвестиционный план из инфраструктурных проектов:

  • проектов Quick Wins, реализация которых планируется в среднесрочной перспективе (до 2020 года), и которые будут иметь значительный эффект для транспортного сектора Украины, а также помогут решить проблемы узких мест. Источниками финансирования таких проектов является в том числе реализация нового механизма "blending" (средства грантов ЕС и кредитные средства ЕИБ);
  • Long-term проектов, реализация которых запланирована в долгосрочной перспективе (до 2030 года).

В среднесрочной перспективе для железнодорожного сектора важным является строительство и реконструкция электроподстанций, модернизация железнодорожных путей в направлении стран ЕС.

Для отрасли автомобильных дорог – это внедрение интеллектуальной транспортной системы, строительство небольших участков дорог, которые являются важными для TEN-T коридоров.

Для морской и речной отрасли – концессии паромного железнодорожного комплекса в морском порту Черноморск, реконструкция шлюзов в нижней и средней части Днепра и развитие навигационного канала в рамках инициативы развития реки Днепр.

Для авиационной отрасли – реконструкция региональных аэропортов Одесса, Днепр, Запорожье, Ужгород, Черновцы, Винница, Николаев, Херсон и Полтава, включая модернизацию инфраструктуры пассажирских терминалов, взлетно-посадочных полос и оборудования для наземного обслуживания.

В долгосрочной перспективе для железнодорожной отрасли – это электрификация железнодорожной линии до границы Беларуси и Польши, для морской и речной отрасли – это реконструкция причалов портов, дноуглубление, реконструкция шлюзов в верхней части Днепра и развитие навигационного канала в рамках инициативе развития реки Днепр и развития международного водного пути E40.

Для отрасли автомобильных дорог это реализация проекта GO Highway, который улучшит транспортное сообщение между Европой и Азией, концессия автомобильной дороги Львов-Краковец является частью проекта GO Highway, который улучшит связь между ЕС и Украиной и соответствует приоритетам национальной транспортной стратегии.

Украина готовит совместные инфраструктурные проекты, в которых будут заинтересованы одновременно несколько стран-участниц ТРАСЕКА, с целью эффективного привлечения инвестиций и развития коридора ТРАСЕКА в целом или его отдельных участков.

В настоящее время по запросу Европейской комиссии при поддержке Всемирного банка разрабатывается Инвестиционный план транспортной инфраструктуры Восточного партнерства. Реализация приоритетных инвестиционных проектов совместно с проведением соответствующих реформ транспортной отрасли будут способствовать привлечению инвестиций и обеспечат экономический рост.

Показать ещё новости
Радіо NV
X