Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Как развивать конкуренцию в зеленой энергетике

4 декабря, 15:00
59
Цей матеріал також доступний українською

Возобновляемая энергетика сегодня стоит на распутье с вопросом "быть или не быть" или "хотели как лучше, а получилось как всегда".

С одной стороны сектор только начал развиваться, только за этот год ожидается ввод в эксплуатацию около 600 МВт мощностей, а это более €600 млн, инвестированных украинскими и иностранными компаниями. С другой стороны, перегретые "зеленые тарифы", доходность 20+% вместе с растущим объемом "зеленой" генерации задают вполне закономерный вопрос – а может ли и должен ли это все оплачивать потребитель? При таких условиях риск "дефолта" рынка существенно будет возрастать с каждым месяцем, и уже сегодня банки, особенно международные, не готовы активно финансировать новые солнечные проекты.

Кроме того, даже самые высокие в Европе "зеленые тарифы" пока не демонстрируют ажиотаж и длинную очередь из крупных европейских компаний инвестировать в Украину.

Сегодня дискуссия энергетиков, финансистов и тех, кто инвестирует в сектор, идет вокруг формата введения аукционов. Копья ломаются вокруг сроков их введения, максимального уровня снижения тарифов, переходного периода и т.п.

Все это важно, но, без обеспечения реальной конкуренции на аукционах, снижения "зеленого тарифа" не будет, а даже наоборот – его закрепят на 20 лет.

Для конкуренции нужно достичь 3-х ключевых задач:

1 Через адекватный формат договора с гарантированным поставщиком обеспечить возможность привлечения проектного финансирования как в Украине, так и за рубежом для реализации проектов. Пока гарантированный поставщик не видит банка как партнера в проекте (а на практике банки финансируют до 70% его стоимости), доступ к дешевому финансированию, а следовательно и меньшему тарифу будет оставаться ограниченным.

2 Защитить права инвесторов на справедливый суд, в частности международный арбитраж. Это даст возможность многим международным энергетическим компаниям прийти к нам на аукционы и существенно конкурировать за размер тарифа. Аналогичные нормы уже были предусмотрены в Законе о приватизации, который поддерживали и правительство, и парламент, и международное сообщество.

3 Обеспечить стабильность регуляторного поля, особенно в период структурной реформы самого рынка электроэнергетики. На сегодня ответов на то, какой будет цена электроэнергии на новом рынке, как будет работать балансируя, рынок, кто будет гарантированным покупателем и будет ли он вовремя создан, нет, поэтому все эти риски будут закладываться в цену.

Простыми словами, что важно понимать членам комитета и депутатам – без конкуренции существенного снижения зеленых тарифов на аукционах не будет.

Без нормальных правил игры, никто кроме локальных монопольных игроков, которые привыкли работать в таких условиях, на конкурсы не придет. Результат будет очевидным – дорогая "зеленая энергетика" за счет потребителя обеспечит высокую доходность тем, кто умеет "маневрировать" в мутной воде.

Текст опубликован с разрешения автора.

Оригинал