Метанавыки XXI века: без чего сейчас не выжить

10 января 2022, 09:24

Почти 200 лет назад Дарвин предположил, что выживает не умнейший или сильнейший, а тот, кто лучше и быстрее адаптируется к изменениям. Истинность этого утверждения мы смогли осознать в полной мере только после введения коронакризисных ограничений.

New normal

«Новая нормальность» — это уже ежедневное состояние, когда старые ориентиры и правила не работают, а новые еще не выработаны. Да и будут ли «выработаны» в привычном смысле слова — непонятно.

Видео дня

Год назад жизнь потребовала перемен для новых условий пандемии, постоянная корректировка планов стала обычной практикой, а о стратегиях развития пришлось забыть «на время». «Временность» плавно вытесняет постоянство. Никто не мог предположить, что именно «подстраивание» под быстро меняющуюся среду станет главной стратегией в новой нормальности.

Новые стратегии требуют новых подходов и навыков. Но это не традиционные «hard skills» и «soft skills», которые давали возможность компаниям процветать еще несколько лет назад. Это что-то новое — метанавыки, «навыки навыков», позволяющие лидерам компаний эффективно реагировать на хрупкость и изменчивость ситуации, вести за собой коллективы и приносить крутой результат.

Метакомпетенции — метанавыки

Когда миллионы работников по всему миру были переведены на удаленную работу, стало понятно, чего не хватает профессионалам, которые до этого на отлично справлялись с поставленными перед бизнесом задачами. В контексте эффективности компании, часто упоминаются «hard» и «soft skills», которыми владеют ее сотрудники и топ-менеджмент, в первую очередь.

Первое (hard skills) — это профессиональные навыки, основа деятельности. Для IT-специалиста, это знание языков программирования и умение применять их на практике, создавая работающие программные комплексы.

Soft skills — это уже навыки порядка повыше, когда IT-специалист не просто профи своего дела, но и умеет рассказать о своих достижениях, легко учится и понимает, что обучаться нужно постоянно. Он быстро включается в командную работу и легко идет на контакт с руководством или заказчиком.

Понятие «metaskills» ввела в 2016 году Эми Минделл, американский психотерапевт, когда о пандемии еще не слышали, но неотвратимая изменчивость окружающего мира уже требовала какой-то реакции. Metaskills в случае с нашим IT-специалистом — это способность к саморефлексии, умение прочувствовать свое состояние и сделать паузу, когда это нужно, чтобы не выгореть. Умение приостановить скорость в бесконечной гонке «достигаторства», отвлечься и прерваться, чтобы дольше оставаться в ресурсе и быть более эффективным.

Метанавыки-2021: без чего не обойтись в современном мире

С карантинными ограничениями большинство сотрудников ушли на удаленку. Сохранять при этом границы «отдых-работа» стало труднее — не все смогли проявить необходимую осознанность и нешуточную гибкость.

Метанавыки — это то, что помогает человеку работать, развиваться и достигать результатов быстрее в любых условиях. Если говорить о компании, то тренировка «metaskills» каждого отдельного сотрудника делает всю компанию более конкурентоспособной. Нет единой классификации метанавыков, как и не существует признанной научной теории о том, как их определять. Хорошая новость в том, что начать развивать metaskills никогда не поздно, но делать это нужно систематически и на протяжении всей жизни.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Итак, что входит в «мастхэв» для каждого, кому важен результат без срывов и выгорания.

Адаптивность

Что это? Способность быстро ориентироваться в неожиданных ситуациях и просчитывать возможные варианты исхода событий, чтобы выбрать наилучший в минимальные сроки.

Как развивать?

1. Постоянно задавать себе вопрос «А что если?» Не анализировать то, что было в прошлом, но моделировать разнообразные варианты развития событий в будущем.

2. Учиться «разучиваться», выходить на «уровень начинающего», когда нет предубеждений и суждений из прошлого опыта. Спрашивать себя: «Что можно сделать такого, чего раньше не делали?»

3. Изучать новое, просто расширяя кругозор. Чем обширнее знания, тем больше вариантов решения проблемы можно смоделировать.

Осознанность

Что это? Понимание своих желаний, мотивов и эмоций. Быть осознанным — значит выключить внутренний «автомат» и начать действовать в соответствии со своими слабыми и сильными сторонами. Осознанность — это понимание своих «слабостей» и поиск путей «улучшения и усиления».

Как развивать?

1. Обучиться практикам осознанности — например, медитации.

2. Отвечать на простые вопросы: «Что я сейчас делаю? Для чего?», «Что я ощущаю в теле? Что чувствую? Как отношусь к тому, что происходит?»

Исследования, опубликованные в авторитетном издании Frontiers in Psychology показывают, что практики осознанности не просто снимают стресс, но улучшают вовлеченность и способствуют сплочению команды.

Критическое мышление

Что это? Тип мышления, базирующийся на осознанности и адаптивности. Критическое мышление — это еще и такие черты как обоснованность суждений, контроль мысли и самоорганизованность. Важно уметь отфильтровывать предубеждения и манипуляции, находить логические ошибки.

Как развивать?

1. Отслеживать собственные установки и предубеждения, отмечать какие из них истинные, а какие — ложные.

2. Учиться отличать «свои» убеждения от навязанных обществом или окружением.

3. Практиковать проверку своих убеждений на наличие логических ошибок и искажений.

Проактивность

Что это? Навык, расставляющий приоритеты. Не ждать «милости», а брать ответственность на себя. Не винить «судьбу» и окружающих, не ждать, что все получится само собой — идти к цели и добиваться желаемого.

Как развивать?

1. Искать пути решения проблемы, отбрасывая формулировки типа «Не получилось…», «Сорвалось…», «Обстоятельства так сложились…».

2. Постоянно запрашивать фидбек от коллег и начальства, чтобы изучать корни проблемы.

3. Учиться разграничивать зоны своего влияния: что зависит от вас, а что не зависит.

Коллаборации и искренность

Что это? Это о работе команды даже в условиях удаленного формата. Крутые результаты в бизнесе, как и прежде, достигаются не силами отдельных профессионалов, а через синергию взаимодействия специалистов разных направлений.

Искренность в общении — это метанавык, который ложится в основу всех остальных. Уметь рассказывать и объяснять сложные вещи простыми словами, уметь проявляться и искренне демонстрировать себя «таким как ты есть», но не заходить в зону хайпа и конфликта.

Как развивать?

1. Учиться принимать свои слабые и сильные стороны.

2. Выходить из зоны комфорта ролевой модели — кто сказал, что «можно», а что «нельзя»? Учиться доносить свое видение и запрашивать мнение других людей.

3. Принимать «иное мнение» без конфликта.

«Новая нормальность» оказалась настолько переменчива, что если вы не в силах освоить основные метанавыки, то и не сумеете реализовать свои «hard skills» и даже «soft skills».

Без развитых метакомпетенций вы будете «немножко отставать» и «немножко недотягивать», а еще — быть в постоянном стрессе и тревожности. Выход на «новый уровень» требует либо осознанной (и постоянной!) работы над собой, либо «помощи друга». Что выбрать — дело каждого, кто хочет не утонуть в условиях new normal, а извлечь полезный урок из сложившейся ситуации.

Показать ещё новости
Радіо NV
X