Онлайн нельзя офлайн. Что на самом деле происходит со школами?

10 ноября 2021, 14:47

Уже третий учебный год мы живем в условиях, когда COVID-19 является влиятельной составляющей образовательного процесса. Сегодня головной болью педагогов и родителей стала тема возвращения за парты школьников в красных карантинных зонах.

Для начала следует понимать, что еще один длительный онлайн в школах — это удар по будущему страны и наших детей. Ведь, в противовес школам, где онлайн-обучение проходит на самом высоком уровне, есть учебные заведения, где снова начались домашние задания на вайбер, банальное перечитывание материала и часы созерцаний в экраны, на которых ничего не происходит. И таких заведений немало.

Видео дня

Какими могут быть последствия такого подхода, говорить не стоит. Международная статистика 2020 года по результатам дистанционного обучения учащихся средних школ очень однозначна. Например, в Нидерландах, где дистанционное образование считается едва ли не самым качественным в Европе, а учащиеся находились в онлайне всего 8 недель, учебное продвижение снизилось в среднем на 20%, а в семьях с низким уровнем образования — на 50%. Похожая ситуация наблюдается в Великобритании, США, Бельгии. Специальных исследований в этой сфере в Украине нет (кроме прошлогоднего Национального мониторинга результатов обучения выпускников начального образования, имевшего совсем другую цель). Однако не нужно быть экспертом в образовании, чтобы понимать, что результаты длительного дистанционного обучения в украинских школах могут оказать существенное влияние на будущее наших детей и государства в целом.

Сегодня нет официального разрешения детям полноценно учиться. Имеется в виду разрешение на образовательную деятельность, опирающееся на действующее законодательство, когда дети имеют возможность получать образование офлайн без нарушения правил, привлечения к ответственности руководителей или риска потери лицензии школами.

Эта осень оказалась очень щедрой на нормативные изменения, оказавшие существенное влияние на образовательный процесс в школах, его качество и прогнозируемость. За относительно короткий промежуток времени разными государственными органами был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учебных заведений в целом и в разных зонах карантина в частности.

Некоторые нормативные документы вводили существенные требования к организации деятельности учебных заведений, а через несколько дней появлялись новые документы, которые дополняли, ограничивали или вообще противоречили требованиям предыдущих. Неудивительно, что без помощи опытного юриста разобраться в целом ассортименте норм и ограничений разных уровней сложно. Учитывая такое разнообразие распорядительных документов, учебные заведения по-разному трактуют нормы действующего законодательства.

Итак, какими официальными документами школы руководствуются сегодня:

Первый

Согласно постановлению КМУ 1236 от 9 декабря 2020 года о работе учебных заведений установлено, что на территории регионов, на которых установлен «красный» уровень эпидемической опасности, предусмотрена возможность посещения заведений среднего образования учащимися только в том случае, если все (100%) работники учебного заведения имеют один из указанных документов:

  • документ, подтверждающий получение полного курса вакцинации;
  • отрицательный результат ПЦР-теста;
  • документ о выздоровлении от COVID-19, действующий в течение 180 дней.
poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

То есть учебные заведения, которые выполнили эти требования, могли бы работать в очном формате.

Второй

Однако уже 04.10.2021 приказом 2153 от 04.10.2021 Минздрава Украины работники учебных заведений отнесены к перечню профессий, подлежащих обязательной вакцинации от COVID-19. Соответственно, отрицательный результат ПЦР-теста и документ о выздоровлении от COVID-19, предусмотренный для работы в учебном заведении в «красной зоне», для работы не принимаются и выполнения требований, изложенных в постановлении от 9 декабря 2020 года, оказалось недостаточно для работы учебного заведения офлайн.

Третий

Так, КГГА, согласно протоколу Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций «О принятии мер по предотвращению распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» 68 от 28.10.2021 года и приказу 29.10.2021 года Департамента образования и науки г. Киева, установлены дополнительные ограничения, а именно все учебные заведения всех форм собственности обязали организовать образовательный процесс в дистанционном режиме с 01.11.2021 года и в отдельное распоряжение. Львовский городской совет согласно протоколу внепланового заседания городской комиссии по вопросам ТЭБ и ЧС 44 от 28.10.2021 года установил перевод всех учебных заведений всех форм собственности на дистанционную форму обучения.

Согласно постановлению КМУ 409 от 17.06.2015 года, такие решения местных комиссий обязательны для выполнения на территории, к которой они относятся.

Офлайн — нарушение закона? Как не запутаться в постановлениях?

Учитывая такое разнообразие распорядительных документов, действующих одновременно, частные учебные заведения по своему усмотрению трактуют нормы действующего законодательства и решают, какой из нормативных документов имеет высшую юридическую силу.

Юридическое поле существования частных учебных заведений одно, но работают сегодня школы по-разному. Одни руководствуются прямыми запретами со стороны местных органов на работу в автономном режиме, другие ограничиваются соблюдением требований относительно наличия 100% вакцинированной команды и правом работы в «красной» карантинной зоне в помещении школы. Разница в самостоятельных трактовках нормативно-правовых актов приводит к значительным недоразумениям между родительским сообществом и учебными заведениями, которые, следуя принципам законопослушности, организовали обучение онлайн. Родительское сообщество апеллирует к решению тех учебных заведений, которые работают в автономном режиме, и фактически требует в ультимативной форме соответствующих действий от школ, где учатся их дети. В этом случае подобные действия со стороны школ будут противоречить действующим официальным распоряжениям местных властей.

На сегодняшний день наши школы в г. Киев и г. Львов, которые выполнили требования по 100% вакцинации своих работников, имеют классы до 20 детей, ввели на территории своих учебных заведений дополнительные противоэпидемиологические мероприятия, вынуждены работать дистанционно, в соответствии с решениями местных комиссий по ТЭБ и ЧС.

Без вмешательства местных властей в ситуацию с двойными стандартами в образовательной отрасли учебные заведения, соблюдающие строгие противоэпидемиологические запреты, будут вынуждены уступить и вернуть детей в стены учебных заведений под давлением родительского сообщества. Насколько этот шаг будет законным, зависит от решений местных властей.

Ответственность и уважение являются нашими базовыми ценностями. Мы ответственно относимся как к обеспечению высокого уровня качества образования, так и к соответствию норм деловой этики и действующему законодательству. В то же время отмечаем, что в этой правовой коллизии школы, которые соблюдают требования законодательства, загнаны в тупик. Последствия отражаются как на детях, потому что они учатся у экранов, лишенные социального взаимодействия, так и на родителях, вынужденных обеспечивать условия обучения дома в ущерб работе. Мы официально обращались ко всем соответствующим институтам, однако до сих пор никакого ответа не получили. Выборочно выполняя требования действующего законодательства, учебные заведения находятся в неравных условиях.

Точку в этом деле могут поставить только местные власти, предоставляя четкие и понятные разъяснения, которые не будут иметь двойную трактовку нормативных документов и сделают невозможным манипуляции и подмену понятий.

Показать ещё новости
Радіо NV
X