Конкурентный медиа-бизнес, который окупается. Как это работает в США

27 января 2020, 17:00

До захвата украинского ТВ-рынка глобалистами осталось несколько лет. Но не все так просто

Новогодние и Рождественские выходные стали возможностью сделать небольшую паузу и порефлексировать на тему, чем вдохновляться у зарубежных медиакомпаний, чтобы наконец приблизить украинские к, на первый взгляд, сложно достижимому статусу — прибыльный конкурентный бизнес.

Видео дня

Осенью вместе с коллегами мы отправились в менеджмент-тур #плюсивсша, который предусматривал знакомство с успешными и высокотехнологичными глобальными медиаигроками для получения опыта от гигантов мировой медиаиндустрии. Их перечень был неслучайным — компании — лидеры в своих сегментах как в Америке, так и на мировом рынке.

Каждая с сильной бизнес позицией, показывает стремительную динамику собственного роста и является финансово успешной, поэтому инсайты и кейсы, которыми они поделились — сокровищница практических ответов на вопросы, которые уже сегодня стоят и перед украинским рынком. Конечно, в интернете доступно много статей и записей публичных выступлений топ-менеджеров и ключевых специалистов этих компаний, но самое ценное можно узнать, конечно, при личном общении.

Для себя я выделил следующие важные вещи, которые, уверен, пригодятся каждому украинскому медиаменеджеру.

До захвата украинского ТВ-рынка глобалистами осталось несколько лет. Но не все так просто. Безусловно, популярность телевизионного контента производства таких платформ как HBO, Netflix, Hulu или иных растет в нашей стране быстро, но после близкого общения с их представителями стало очевидным, что для некоторых из них Украина интересна в далекой перспективе, но, банально, экономически невыгодна. По крайней мере, на ближайшие несколько лет: трансляция отдельных ТВ-продуктов не покрывает даже стоимость технического решения, соответственно, плата за пользование сервисами является слишком высокой для локального украинского абонента.

О чем это говорит? О том, что у отечественных производителей контента еще есть запас времени для того, чтобы насытить наш рынок качественными собственными ТВ-продуктами, сделать его конкурентным и подготовить зрителя к полноценному вторжению этих глобалистов. Нет конкуренции — нет развития, поэтому пока они только думают о выходе на наш рынок, мы уже можем готовиться к этой возможности.

Спутник остается актуальным способом ТВ-дистрибуции в США. Общее количество домохозяйств, которые смотрят телевидение через спутник, составляет около 48 млн. Этот факт стал для меня открытием. Наверное, второй по количеству абонентов способ смотреть ТВ — через кабель.

В Украине цифры спутникового смотрения существенно отличаются, однако, следует учитывать, что наша страна только начинает догонять техническое телевизионное соответствие зарубежным. В частности, кодирование спутникового сигнала, которое уже 28 января наконец будет внедрено у нас — прекрасный пример того, что украинский рынок платного телевидения наконец развивается в правильном направлении.

Американские ОТТ-платформы переживают те же проблемы, что и украинские: эксклюзивность контента и его санкционированное использование, перетекание зрителей от одной платформы к другой и диверсификация сервисов

Американские ОТТ-платформы переживают те же проблемы, что и украинские: эксклюзивность контента и его санкционированное использование, перетекание зрителей от одной платформы к другой и диверсификация сервисов. Особенно это отражается на спутниковых платформах, где и ежегодный отток абонентов на другие платформы составляет около 1,5 млн за последние 3−4 года. В кабельных сетях, тоже.

Кстати, в последнее время происходит переход в ОТТ, и это неудивительно: месячная подписка абоненту кабеля стоит 60−70 долларов, в то время как, например, Disney+ или Netflix — в пределах 6−10 долларов.

Рынок телевизионных услуг США очень и очень высококонкурентен — каждая из платформ настолько сильно удерживает своего зрителя, среднее количество подписок на одного абонента в США в год составляет 6,5. Вы только представьте это — 6,5 сервисов, за которые зритель ежегодно платит и действительно использует всех их.

Американский телевизионный рынок не нуждается в защите на законодательном уровне, в отличие от украинского. Учитывая тот факт, что американский ТВ-рынок сам глобализирует, а не подвергается глобализации, его участники не нуждаются в защите от внешних угроз, в отличие от украинского.

Для этого сейчас идет подготовка первого отечественного закона о СМИ. Его цель — зафиксировать среду и условия, в которых должны развиваться украинские СМИ. Под «медиа» мы понимаем не стандартный набор — телевизор / радио / газета — но и интернет-платформы, сайты, ресурсы блоггеров. Не стоит воспринимать его как ограничение для отечественных вещателей: речь идет об их стимулирования к созданию нового, интересного и, главное, локального и понятного зрителю продукта.

Что для американского производителя хорошо — для украинского может стать разрушительным. Несмотря на неудобство для американского абонента в получении желаемого контента из большого количества различных платформ, вместо одной, вопрос о создании такой унифицированной платформы даже не стоит: американский рынок является настолько большим и вместительным, что каждая из платформ хочет быть и по факту уже есть, вполне индивидуальной и самодостаточной, чтобы именно ради ее сервиса и контента абонент покупал подписку.

Хотя, в ряде европейских стран, например, во Франции, Великобритании, Германии и Испании, такие унифицированные платформы являются довольно действенным способом защитить локальных производителей контента от американских глобалистов. И это, кстати, не только бизнес решения — они поддерживаются и на законодательном уровне.

«Сверхплатформы» уже скоро станут обычным делом. На сегодня производители специализированного оборудования для нужд медиа уже перестали быть просто производителями — они адаптируются под реалии и становятся одновременно агрегаторами и концентраторами классного контента. Например, производитель Roku является первой успешной «сверхплатформой», который создал операционную систему, ставшую своеобразным паркингом для других платформ, предоставляя доступ абоненту сразу ко многим сервисам. Вот эти ребята очень крутые и пока они точно на шаг впереди.

В США проблема пиратства имеет минимальные масштабы, ведь население имеет другую культуру потребления контента и другое отношение к нему. Люди уважают чужой труд, авторское произведение, считаются с законодательством. Там закон работает четко — если ты нарушил его и несанкционированно использовал контент, то очень быстро тебя вычислят и привлекают к ответственности. Что же касается Украины — мы, к сожалению, на несколько шагов позади, однако уже сейчас производители контента активно работают над тем, чтобы их догнать.

Особая роль в этом процессе отведена новому поколению, которое мыслит уже более современно. Хотя, следует констатировать, что все возрастные категории украинцев начинают менять свое мнение по поводу многих вещей. Посмотрите на те же банковские карты — еще 10 лет назад мысль о получении пенсии на банковскую карточку нашими родителями воспринималась довольно критически, а сегодня — норма. Такая же участь ожидает и сферу потребления контента.

И хотя все эти пункты выше дают нам возможности для анализа и исследований, прежде всего следует помнить, что развитие в любых сферах вполне в наших с вами руках. Если производители будут предоставлять качественный сервис и эксклюзивный продукт — потребители будут ценить его и готовы будут платить за него. Это лишь вопрос времени, нашей готовности к изменениям и развитию нашей с вами культуры.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X