План Маршалла для украинского страхового рынка

29 апреля, 14:30

В условиях войны НБУ как регулятор должен сконцентрироваться на собственном «плане Маршалла» по поддержке страховой отрасли. Представители рынка разработали и озвучили регулятору основные положения такого плана.

Мы стоим на грани крупнейшего кризиса за все время существования независимой Украины. Сейчас невозможно сделать даже корректные предположения о количественных параметрах воздействия войны на экономику, ВВП и страховой рынок. Большая часть страховщиков уже наблюдает падение платежей на 50−90%. Согласно опросу страховщиков-участников Ассоциации «Страховой бизнес», только 5% компаний работают стабильно и без проблем. Около 60% продолжают работу с определенными трудностями. Почти 30% столкнулись с вынужденным перерывом в деятельности и восстановили работу только частично, а 10% не могут пока восстановить операционную деятельность.

Видео дня

Вот что рассказывают наши коллеги (Егор Петровский, генеральный директор СК «Оранта-Сич» (Запорожье)): «У меня за окнами слышны звуки разрывов снарядов. Большая часть офисов компании находится на временной оккупированной территории. Сотрудники иногда проводят осмотр пострадавшего имущества клиентов под обстрелами. И даже в таких условиях мы стараемся осуществлять выплаты. Однако нам нужна реальная и действенная поддержка со стороны регулятора».

Большая часть страховщиков уже наблюдает падение платежей на 50−90%

Граждане и бизнес потеряли огромное количество объектов страхования: помещений, оборудования, жилья, автомобилей и т. п. Падение уровня жизни и дохода украинцев, необходимость восстановления и ремонта жилья, покупки новой бытовой техники, автомобилей вместо разрушенного или украденного оккупантами потребуют больших средств, что сделает затраты на страхование в определённой степени «роскошью» в послевоенный период.

Восстановление экономики и инфраструктуры после завершения войны займет годы: пять, возможно, и десять лет. Анализ последствий предыдущих экономических кризисов в Украине показал, что страховой рынок всегда получал большее падение, чем общее снижение показателя ВВП в стране. Мы все хорошо понимаем, что страхование не формирует экономику, а является производным инструментом от нее, поэтому страхование будет отставать от темпов восстановления экономики и домохозяйств.

Послевоенная карта страхового рынка, вероятно, претерпит определенные изменения. Приоритетными будут обязательные виды страхования, банкострахование (ипотеки, залога, от несчастных случаев), автокаско и добровольное медицинское страхование. Но как именно изменится структура, что сможет предложить страховой рынок, насколько он готов к вторичным военным рискам (взрывы мин в полях и лесах с повреждением техники, смертью или инвалидностью граждан вследствие этого), мы еще не можем оценить.

Вероятно, будет необходимость страховать ремонтно-восстановительные и строительно-монтажные работы, предложить страхование некапитальных строений для переселенцев, ввести ежемесячную рассрочку для оплаты страховых премий, и в целом пересмотреть ценовую политику в результате значительного снижения платежеспособного спроса.

Основное следствие войны и главный риск для отрасли — резкое снижение спроса на почти все виды страхования, особенно в сегменте физических лиц.

Для того чтобы индустрия смогла пережить войну, восстановиться и, соответственно, продолжать предоставлять страховую защиту украинцам, необходимо внедрить системные решения на государственном уровне, своеобразный внутренний «план Маршалла» в страховании.

Среди конкретных предложений участников Ассоциации названы:

1. Дальнейшее смягчение регуляторных требований, пересмотр и снижение нормативов, а именно:

а. Пересмотр требований к расчету резервов, в первую очередь — резерву незаработанных премий;

б. К платежеспособности, диверсификации и структуре активов, в частности, временно установить другие показатели для дебиторской задолженности, снизить ограничения на размещение средств страховщиков в одном банковском учреждении и увеличить показатель перестрахования у одного перестраховщика.

2. Сокращение налоговой нагрузки на страховые компании — инициировать перед Верховной Радой отмену двойного налогообложения в страховании, то есть отказаться от 3% налога на сумму всех страховых платежей, оставив только применяемый для всех юридических лиц в стране налог на прибыль.

3. Создание механизма своего рода «мгновенное рефинансирования» при поддержке НБУ и банков, в первую очередь государственных.

4. Возможность льготного кредитования под срочные депозиты, размещенные в украинских банках, и имеющиеся у страховых компаний ОВГЗ, в которых размещены резервы.

5. Частичное высвобождение средств страховщиков из дополнительных гарантийных фондов МТСБУ, которые пойдут на выплаты гражданам, пострадавшим в ДТП.

6. Отмена явной или косвенной дискриминационной процедуры «аккредитации» в банках и при участии в тендерах.

7. Пересмотр Положения НБУ о ведении деятельности по страхованию сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой для устранения ограничений на участие страховщиков в таком страховании.

8. Стимулирование внутреннего перестрахования

9. Отсрочка вступления в силу всех норм новых законов («О страховании», «О финансовые услугах») и подзаконных актов (Лицензионных условий и пр.). Перенесение внедрения в Украине МСФО 17.

Такие шаги должны быть сделаны в первую очередь для того, чтобы обеспечить страховщикам возможность осуществлять выплаты, тем самым оказывая поддержку гражданам. Участники нашей Ассоциации категорически отвергли рекомендации иностранных коллег относительно признания нынешней ситуации форс-мажором и отказа на основании этого в выплатах пострадавшим до завершения войны. Тем страховщикам, которые физически не имеют сейчас возможности оформлять документы для выплат, коллеги из нашей Ассоциации за символическую плату помогают со сбором пакета документов и подготовкой расчета размера ущерба, чтобы пострадавшие получили компенсацию как можно быстрее.

Наши предложения обсуждались на совещании с НБУ, отдельные решения регулятор пообещал внедрить. Однако мы считаем, что необходим более широкий и системный подход, нацеленный в основном на создание условий для послевоенного развития отрасли за счет дерегулирования, исключения возможности для любой дискриминации на страховом рынке и мер, которые будут способствовать росту спроса на страховые услуги. Прежде всего, поддержка со стороны государства на уровне регуляторных подходов требуется небольшим и средним страховым компаниям; компаниям, которые значительно пострадали от военных действий, а также национальному бизнесу.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X