Как посчитать несчитаемое. Секреты аудита нематериальных активов

4 сентября 2019, 15:10

Торговые марки, патенты, домены, аккаунты в соцсетях, — как вести реестр нематериальных объектов

Так или иначе каждый бизнес сталкивается с интеллектуальной собственностью (IP). Например, когда регистрирует торговую марку, патентует изобретение, создает сайт или мобильное приложение. В конце концов, сотрудники в офисе работают на технике, на которой установлено программное обеспечение. И, если в компании не внедрено надлежащее управление активами IP, она рискует быть вовлеченной в различные, зачастую дорогостоящие судебные разбирательства: как с сотрудниками за «служебные» изобретения и объекты авторского права, так и с недобросовестными конкурентами и теми, чьи права, возможно, неосознанно нарушены.

Видео дня

Какие активы принадлежат вам

Проведите аудит всех объектов интеллектуальной собственности. Причем не только тех, которые у вас зарегистрированы, но и тех, которые находятся в процессе регистрации. И даже тех, по которым отозваны заявки или же свидетельство, патент прекратили действие. Иностранные софтверные компании предлагают различные решения для ведения таких реестров, но на первом этапе обычной таблицы в электронном виде будет достаточно.

Если вы экспортируете продукцию, «страна» должна быть одним из параметров вашей таблицы, ведь большинство объектов интеллектуальной собственности (торговые марки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы) имеют территориальный характер. А это означает, что если у вас зарегистрирована ТМ только в Украине, то, например, в Польше или США вы не только не имеете права использовать ее «единолично», но и рискуете нарушить права других компаний, экспортируя свою продукцию.

Кроме того, если подавали заявки на регистрацию в других странах, укажите транслитерацию в отдельной графе. Зачем это нужно? Недавно ко мне обратился предприниматель, который получил предварительный отказ в регистрации ТМ в Китае. Патентное ведомство Китая указало, что схожая ТМ уже зарегистрирована — на другое лицо. Оказалось, на него же. Анализ документов показал, что ранее, когда предприниматель впервые регистрировал ТМ, он транслитерировал букву Я в своей фамилии как YA, а во второй заявке — как JA. В результате он потратил время и деньги на подготовку ответа и доказательств того, что именно он — заявитель по обеим заявкам.

Если вы регистрировали объекты на нескольких физических и юридических лиц, то информацию о них всех тоже следует зафиксировать в таблице.

Также немаловажно вести учет по тем активам, по которым потенциально могут возникнуть споры. Потому фиксируйте данную информацию, например, полученную при поисках тождественных и схожих ТМ, патентных поисках и т. д. Если же получали предварительный отказ в регистрации ТМ, в патентовании изобретения — такая информация с детализацией тоже будет не лишней. Это поможет руководителю бизнес-подразделения, маркетологу иметь представление о возможных конкурентах и возможных конфликтах на рынке по схожим обозначениям и технологиям.

Со временем такой реестр будет дополняться все новой и новой информацией. По ней вы сможете контролировать дедлайны, например, когда продолжить действие свидетельства, поддержать действие патента. Впрочем, как и получить иную актуальную информацию. Например, используется ли вами та или иная ТМ. Ведь если не используется в течение пяти лет с даты регистрации или другой более поздней даты, заинтересованные лица могут подать иск о досрочном прекращении свидетельства на ТМ. Кстати, действие свидетельства на ТМ необходимо продлевать раз в 10 лет, а патенты ежегодно поддерживать в силе.

Окно в онлайн

Учитывая, что сегодня каждый бизнес все больше интегрируется в онлайн, немаловажным будет аккумулировать информацию о зарегистрированных доменах, аккаунтах в социальных сетях, сроках действия доменов и т. п. Это поможет избежать неприятной встречи с киберсквоттерами, которые регистрируют домены известных компаний, содержащие ТМ, с целью их последующей перепродажи как самим компаниям, так и их конкурентам. Кстати, 10 лет назад ООО «Гоу Огле» в Украине удалось зарегистрировать ТМ Google, а вместе с ней — и домен google.ua, несмотря на уже мировую известность на то время Google. В итоге поисковик таки добился признания ТМ украинской компании недействительной и оставил домен за собой. Кстати, компания «Гоу Огле» известна еще и тем, что в свое время подала на регистрацию ТМ «Форбес».

Что еще учесть

Кроме идентификации зарегистрированных и запатентованных объектов, немаловажно определить те объекты, которые не зарегистрированы, но созданы сотрудниками, подрядчиками компании, а также те объекты, над созданием которых компания сейчас работает.

Также поставьте на учет документы, на основании которых компания использует те или иные объекты. Например, если на упаковке продукции изображен некий персонаж, необходимо определить, кому принадлежат права на него и на каком основании он используется.

Безусловно, данный перечень вопросов не является исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств, менеджментом могут быть рассмотрены и зафиксированы многие дополнительные, которые позволят грамотно управлять портфелем активов IP.

Кто пользователи

Пользователями данной таблицы могут быть и юристы, и маркетологи, и руководители бизнес-направлений. И даже HR и финансисты. А принимая во внимание недавнее повышение аж в четыре раза сборов по некоторым действиям, связанным с охраной прав на IP-объекты, данный внутренний реестр еще и поможет оценить «стоимость» владения нематериалыми активами компании, а также оценить и спланировать ежегодные затраты на IP.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X