Как понять, готова ли ваша компания к франчайзингу

20 февраля, 19:32
515
Цей матеріал також доступний українською

Прежде чем подсчитывать будущие роялти, ответьте на несколько вопросов 

В Украине – бум по созданию и продаже бизнес-моделей. Пекарни, рестораны, бьюти-бары, салоны красоты, химчистки, отели и хостелы успешно зарабатывают не только на продаже услуг, но и на тиражировании своего бизнеса. Прежде чем подсчитывать будущие роялти, проверьте готовность вашей компании к созданию франшиз по следующим показателям.

1. Компания должна быть прибыльной

Если ваш бизнес едва покрывает затраты – франшизу придется отложить на какое-то время, а, может, и ближайшие пару лет. Единственное исключение – трендовый формат, который уже доказал свою жизнеспособность в других странах и вот-вот «взорвет» рынок в Украине. Задавая вопрос, а не попробовать ли начать продавать франшизу, ответьте себе, на чем вы будете зарабатывать – на продуктах, ноу-хау, сервисе и так далее.

2. Отлаженные бизнес-процессы

Если в компании они уже существуют, то упаковка франшизы займет от 3 до 6 месяцев. Если же отладка механизмов требует доработки – тогда значительно дольше. Развитие франшизы предполагает, что компания-бренд будет удерживать своих франчайзи различными «бонусами»: развитием продукта, унификацией процессов, тренингов, IT-поддержки.

Франчайзинг – это про большие амбиции 

3. Яркая идея для клонирования

Покупателю интересен бизнес, в котором много привлекательных фишек, в том числе и бизнес-модель. Ваш проект должен легко тиражироваться в рыночных условиях. Если же успех вашего проекта связан только со случайным доступом к дешевым ресурсам, высоким покровителем или низкой арендной платой – такой бизнес, вероятнее всего, клонированию не подлежит.

4. Ответственность за репутацию

Этот пакет можно разделить на несколько разделов: просчет финансовой модели франчайзи, договора франчайзинга и на торговую марку, маркетинговый план, франчайзинговая стратегия, franch book. Здесь, как правило, могут помочь привлеченные консультанты.

Без четко прописанных стандартов продажа франшизы может остановиться после первых жалоб покупателей. Например, если собираетесь продавать бизнес-модель кафе с бутербродами, но ваш пекарь печет темную чиабатту на глаз, а не по определенной рецептуре. Тогда клиент первый раз удивится, что чиабатта скорее похожа на «Бородинский», а во второй раз уйдет обедать к конкурентам. Возобновление продаж станет возможным только после устранения или доработки пробелов. В любом случае этот путь обойдется дороже, поскольку изменения коснутся всех уже существующих точек.

Нужно помнить: продажа франшизы – это, с одной стороны, ответственность перед покупателем, а с другой – риск за репутацию собственного бизнеса. А потому чем детальнее и глубже все проработано, тем в большей безопасности будет ваш проект.

5. Перспективное дело

Не стоит масштабироваться методом франшизы, если вы планируете закрыть или перепрофилировать бизнес. Франчайзинг – это про большие амбиции. Если ваш горизонт планирования – меньше двух лет, то франшиза не успеет себя оправдать.

По моему опыту, создание франшизы для продажи обходится в среднем в 10 тысяч долларов. Но если у вас этих денег нет – значит ваш проект, скорее всего, еще не готов масштабироваться по франчайзингу. 

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал