Fake news и медиаграмотность. Как искать достоверную информацию в интернете?

26 мая 2021, 15:30

Недостоверная информация часто основана на субъективном мнении, которое не аргументировано и не является общепринятым фактом. Как понять, что вас обманывают?

С каждым годом количество пользователей в интернет становится все больше. По данным GlobalLogic, за год карантина количество абонентов сети составило 26 млн украинцев, что на 7 млн больше чем в 2020. Проникновение соцсетей выросло на 20%: сейчас в них зарегистрированы 60% населения страны, в январе 2020 года их было не больше 40%.

Видео дня

Согласно исследованиям IDC и Seagate Technology, к 2025 году 75% населения планеты будет взаимодействовать с информацией в интернете каждые 18 секунд. А это сотни зеттабайтов фактов, мнений, убеждений, выводов и точек зрений, которые будут вливаться в головы пользователей 24 часа в сутки, семь дней в неделю. И часто информация будет далека от достоверной.

В 1994 году католиков потрясла новость о том, что Билл Гейтс покупает Католическую церковь. В результате сделки Папа Римский займет пост вице-президента компании, а руководители подразделений Microsoft станут кардиналами. Права на Библию и уникальное собрание произведений искусства Ватикана перейдут компании, взамен Билл Гейтс проведет PR-кампанию для католической церкви, оцифровав отпущение грехов, причастие и даже сокращение срока пребывания в чистилище.

Откровенный фейк наделал шуму: Биллу Гейтсу пришлось давать официальное опровержение в медиа, а власть имущим обратить внимание на новый инструмент влияния на массы — интернет.

Но окунемся в прозу жизни украинских конкурирующих компаний настоящего. Летом 2019 года крупнейший производитель питьевой воды на постсоветском пространстве решил захватить долю украинского рынка производства питьевой воды для детей. Помимо дорогостоящей медиакампании, специалисты PR-отдела предложили популярным мамам-микроблогерам публиковать в Instagram stories, в которых они измеряют жесткость питьевой воды цифровыми солемерами.

Естественно, самая жесткая вода оказалась у бренда, с которым конкурировала компания. Хотя показатели солемера показывали норму, для подписчиков блогеров информация подавалась как абсолютный показатель некачественной воды для детей, способной нанести вред их здоровью. Сначала владельцы бренда решил не обращать внимания на суждения мам-блогеров, но продажи резко пошли вниз.

Чтобы блокировать черный PR конкурентов в Instagram, представители бренда написали блогерам письма, в которых подробно рассказали, как проводится анализ питьевой воды для детей на соответствие международным стандартам качества ISO 22000 (НАССР) и ISO 9001, а также предупредили о возможном привлечении к ответственности за распространение ложной информации о продукте.

Подобных историй в интернет-пространстве миллионы, вот почему вопрос достоверности информации и ее верификации стоит остро, особенно учитывая статистику. Так, по данным GlobalLogic, с 2019 года количество украинцев в Instagram возросло на 22%, а в Facebook — на 7%. 14 и 16 млн украинцев соответственно.

Достоверная информация: как ее определять и где искать?

Достоверная информация тесно связана с понятием объективности.

Объективность (лат. objectum — предмет) — способность давать независимую оценку. Человек, обладающий объективностью, рассматривает объект таким, каков он есть на самом деле — без отсылки к собственному опыту, вкусу и желаниям.

Объективность зиждется на общепризнанных фактах — например, Земля вращается вокруг солнца. Однако, есть нюанс, а точнее свойство объективности — её историчность. Так, пять столетий назад считалось, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. И это было общепризнанным фактом.

Недостоверная информация зачастую основана на субъективном мнении, которое не аргументировано и не является общепринятым фактом.

Чтобы определить достоверность информации, придерживайтесь следующего алгоритма действий:

1. Выбирайте компетентные и авторитетные источники информации. Официально зарегистрированное, авторитетное издание тщательно относится к выбору публикаций для своего ресурса в интернет.

2. Обращайте внимание на личность и аккаунт автора публикации в соцсетях. Оцените общий вид страниц, частоту обновлений, грамотность подачи материалов, наличие фотографий самого автора, а также на характеристики личности владельца страницы: известность, статус, профессия.

3. Внимательно изучайте содержание материалов автора на предмет противоречащих друг другу фактов, путанности или нелогичности в изложении сведений, ссылок на качественные источники, комментариев экспертов, лексических и грамматических ошибок.

4. Отметьте насколько эмоционален тон изложения материала.

5. Ищите аналогичную информацию в 3−5 дополнительных независимых друг от друга источниках, что позволит выделить общие факты, подтверждающие достоверность озвученной информации.

Эти действия позволят снизить риск взаимодействия с необъективной и недостоверной информацией, тем самым повысив эффективность принятых на её основании решений в бизнесе и личной жизни.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X