Во время и после кризиса всем будет трудно. Как помочь украинскому рынку косметики

16 марта 2020, 14:15

Взгляд бизнеса на новые законодательные инициативы

Рынок косметической продукции развивается бешеными темпами. Быстро обновляется рецептура, используются новые технологии в производстве, и тому подобное. Все чаще на полках магазинов можно встретить продукцию с пометками «эко», «натуральная», «органическая». Однако, ответственность за уровень качества и натуральности косметики, сегодня, лежит именно на производителях и их понимании «экологичности» такой продукции. Ведь законодательство, регулирующее косметический рынок в Украине устаревшее и нуждается в обновлении в соответствии с нормами современности.

Видео дня

Можно ли сейчас урегулировать эту ситуацию? Безусловно, и опыт ЕС будет полезным в данном аспекте.

Так, в Европе основой является соответствующий Регламент, в нормах которого учитываются новейшие технологии, например, возможность использования наноматериалов, конкретные требования к маркировке чтобы описание товара было полезным и понятным для потребителя, а состав — отвечал требованиям безопасности, и тому подобное.

Поможет ли Регламент изменить «правила игры» в Украине

В Украине еще год назад Минздравом был разработан проект Технического регламента на косметическую продукцию, приближающий регулирование сферы косметической продукции в Украине к стандартам ЕС. Ожидаем, что он кардинально изменит и правила игры в сфере, ведь данным документом предусматривается 5 совершенно новых требований.

Конечно, для потребителя косметики они могут выглядеть очень техническими, но, все же, не могу не вспомнить о них, если мы действительно говорим об обновлении.

Во-первых, необходимость ведения и хранения бизнесом досье на каждый вид косметической продукции (досье — это, своего рода, описание состава, безопасности и т. д. продукции со всеми необходимыми подтверждающими документами). Все документы, которые должны быть в этом досье, собственно, и предусматриваются Техническим регламентом и на запрос потребителя или контролирующего органа производитель их должен предоставлять.

Во-вторых, необходимо наличие отчета о безопасности каждого наименования косметической продукции (требования к данному отчету будут утверждать подзаконным актом, который планируется к разработке после публикации Технического регламента).

В-третьих, изменения будут и в требованиях к маркировке продукции. Они касаются сроков годности. Кроме того, необходимо будет четко прописывать название и адрес ответственного лица, к которому можно обратиться потребителю в случае возникновения вопросов, и тому подобное.

В-четвертых, для производителя будут введены новые требования к производству, которое должно соответствовать требованиям GMP (надлежащей производственной практики), то есть, соответствующим стандартам, в том числе, регламентирующим качество продукции.

В-пятых, перед введением товара в оборот, бизнесу необходимо будет вносить предусмотренные Регламентом данные о продукте в электронную систему (портала), который должен быть разработан Минздравом. Надеемся рабочую версию данного портала увидеть уже в этом году и она будет максимально адаптивной к условиям современности и понятной.

Однако, все же без подводных камней не обошлось.

Что нужно доработать

В текущей редакции проекта Технического регламента содержится ряд несоответствий, которые могут создать трудности в торговле косметической продукцией и вообще усложнить работу добропорядочного бизнеса. Речь идет, к примеру, о дополнительных расходах на смену маркировки, составление отчетов и досье, приведение производства к требованиям GMP, что, вероятно, может отразиться на себестоимости и привести к удорожанию продукции.

В то же время, в течение 18 месяцев Минздрав должен разработать и ввести в действие электронный портал для уведомления и дополнительные нормативные документы регламента. Без этих инструментов производители не смогут начать процесс приведения продукции и документации к новым требованиям. В заложенный переходный период производители, к сожалению, этого сделать не успеют и могут даже приостановить введение в обращение продукции. А для некоторых позиций косметики стоимость приведения ее к новым требованиям может оказаться слишком высокой по сравнению с возможным объемом продаж в Украине. Поэтому, вполне вероятно, производители могут принять решение прекратить поставки такой продукции на рынок Украины.

Поэтому, для бизнеса важными являются 4 вопроса, которые обязательно стоит изменить, чтобы через несколько лет с полок магазинов не исчезли популярные товары, которыми пользуется, если не каждая, то каждая вторая семья.

О чем же идет речь

Недостаточный переходный период для вступления в силу положений о маркировке косметических средств. Так, сейчас речь идет о 18 месяцах, тогда как для технической реализации всех требований бизнеса понадобится не менее 24 месяцев. Для сравнения в ЕС переходный период составил 3,5 года.

Отсутствие в Украине механизма признания отчетов о безопасности, составленных иностранными токсикологами. Хотя на самом деле это основной документ, подтверждающий безопасность продукции. На сегодня, отчеты, составленные иностранными токсикологами для косметики в странах ЕС, не могут быть признаны в Украине исключительно по формальным причинам.

Угроза двойного регулирования косметического рынка. Сейчас безопасность косметической продукции подтверждается заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы. Однако, Технический регламент устанавливает гораздо более строгие требования к безопасности продукции. Итак, во избежание двойного регулирования, следует отменить необходимость обязательного проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы Госпродпотребслужбы для парфюмерно-косметической продукции с момента вступления в силу Технического регламента.

Поэтому призываю уже обновленный состав правительства обратить внимание на важные замечания от бизнес-сообщества и учесть их при дальнейшей работе над техническими регламентом. Ведь, гармонизация законодательной базы к требованиям ЕС однозначно будет уверенным шагом вперед, и приведет не только к усилению торговых отношений между Украиной и европейскими странами, но и коснется обычного потребителя.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X