Дофаминовый пряник. Положительное подкрепление учебы детей

1 ноября 2020, 15:30

Как помочь ребенку учиться — пять простых шагов.

«Не хочу учиться, хочу жениться!». Проблема с мотивацией детей к обучению

Для родителей большинства школьников первая часть этой знаменитой фразы всегда актуальна. Нежелание учиться вообще и изучать конкретный предмет в частности знакомо каждому, даже отличнику. И это неудивительно, ведь обучение — это труд, иногда достаточно тяжелый. А бездельничать, как бы это крамольно ни звучало, по утверждениям современных психологов, для человека естественно. Приятные занятия привлекают нас отовсюду. Полезны ли они для нас — это уже другой вопрос.

Видео дня

А как же радость от познания нового? Удовольствие от наконец решенной задачи? Гордость за учебные достижения? Это не выдумка и не особенность отдельных чудаков в очках? Нет. Все это существует, и это научно подтвержденный факт.

Наш мозг любит узнавать новое — это следствие эволюции. Чем больше мы знаем, тем меньше опасностей для нас являются неожиданными. Мозг желает удовлетворить эволюционную потребность — потому и создал дофаминовую систему поощрения.

Но современный мир перенасыщен новостями: события, фильмы, гаджеты и товары, сообщения от друзей. Этот дофамин получить слишком легко, поэтому так просто стать интернет-зависимым. И поэтому смартфон — первая вещь, которую мы берем в руки утром, и последняя, которую выключаем вечером. Зачем тогда гнаться за тем тяжелым и неопределенным дофамином от прочитанного параграфа и решенной задачи?

Как поощрять детей к обучению

Психологи и педагоги уже давно разобрались с аспектами учебной мотивации: группы и виды мотивов, их уровни, методы диагностики и направления развития и т. п. Однако не все результаты исследований становятся достоянием большинства, и не все рекомендации работают. Родители и учителя требуют четких, простых и эффективных механизмов влияния на мотивацию ребенка к учебе.

Одним из таковых является положительное подкрепление деятельности. Положительное подкрепление обучения — это приятные для ребенка последствия выполнения учебных задач. Это побуждает его к повторению этих действий в будущем. Если ребенок получает положительное подкрепление за определенные формы поведения, то такие действия закрепляются и в будущем воспроизводятся. Главное в подкреплении — это вызвать у ребенка положительные эмоции, связанные с деятельностью, которой стремимся его заинтересовать. Чем сильнее удовольствие, которое получил ребенок от подкрепления, тем в большей степени ребенок будет склонен к повторению этой деятельности в дальнейшем.

Сознательно или бессознательно, но и родители, и учителя систематически используют эту закономерность, когда прибегают к похвале. И это действительно работает, особенно с младшими школьниками. Впрочем нередко одного лишь одобрения недостаточно. А некоторые подростки даже могут испытывать стыд, когда учитель их хвалит перед одноклассниками за успехи в учебе — это отнюдь не принадлежит к положительным эмоциям.

Другое дело — материальное вознаграждение, к которому человек в любом возрасте не остается равнодушен. Деньги — это генерализованное подкрепление, поскольку они дают возможность удовлетворения большинства потребностей личности. Деньги имеют практически безграничные возможности в подкреплении ее деятельности или поведения.

Современный мир перенасыщен новостями: события, фильмы, гаджеты и товары, сообщения от друзей. Дофамин получить слишком легко, поэтому так просто стать интернет-зависимым

В то же время подавляющее большинство родителей и педагогов не готовы рассматривать деньги, в отличие от одобрения, как положительное подкрепление усердия ребенка в учебе. Среди самых распространенных аргументов «против»: «если детям платить, они ничего не будут делать просто так»; «они должны понимать, что обучение нужно не родителям, и не учителю, а им самим»; «если ребенок привык учиться только тогда, когда ему за это платят, он не станет в будущем развиваться без дополнительных стимулов» и т. д. Странно, но почему-то ни одна система негативного подкрепления, даже такая жестокая как «прут&ремень», вызывает гораздо меньше возражений.

Конечно, если родители дают ребенку деньги, чтобы просто откупиться от него и заменяют этим внимание и общение, то не стоит ждать положительных результатов. Но грамотно построенная система положительного подкрепления через материальное вознаграждение никакого вреда в процессе воспитания нанести не может!

Одним из вариантов является жетонная система вознаграждения. В мире взрослых она в различных модификациях уже давно применяется и хорошо себя зарекомендовала. Ее принцип таков: за определенный предварительно объем выполненных заданий ребенок получает жетоны (реальные или условные), а собрав определенное их количество, может использовать их для «оплаты» — получить доступ к желаемому предмету или осуществлению желаемых действий.

Например, за 10 жетонов можно «купить» желанную игрушку, а поход в парк аттракционов обойдется в 15 жетонов. Родители могут самостоятельно регулировать как «оплату» задач, так и «стоимость» вещей и услуг. Жетон выдается за выполненные задания по конкретному предмету или за самостоятельное и своевременное выполнение домашних заданий в целом. Более сложные для ребенка предметы могут оцениваться дороже, ведь их выполнение требует больше сил, времени, а значит и мотивации.

Но следует отметить, что желаемый предмет или действие, которые ребенок сможет «оплатить» своими жетонами — это что-то из его искренних «хочу», и отнюдь не из его ежедневных физиологических и психологических потребностей. Иными словами, права ребенка на ужин, сон, отдых, общение с родителями — бесценны и неприкосновенны.

Подобную систему может использовать и учитель в повседневной работе, несколько модифицировав ее. Например, предложить учащимся класса собирать жетоны за хорошее поведение на уроках, активность на занятиях, которые затем можно будет обменять на коллективную экскурсию, или поход в кинотеатр и т. п.

Чтобы избежать проблем, связанных с реальным финансированием, стоит предлагать школьникам нематериальные вознаграждения: это может быть и участие в квесте, и чаепитие во внеклассное время, даже вечеринка. Общайтесь с учениками, узнавайте, что им интересно и поддерживайте дружескую атмосферу в классе — тогда идей будет достаточно.

Во время онлайн-обучения и смешанного обучения проблема мотивации только усиливается. Поэтому не забывайте о поощрении учеников. Среди выбора программных средств, помогающих организовать смешанное или дистанционное обучение, выбирайте такие, которые дают возможность почувствовать ученику положительное подкрепление его деятельности.

Например, на онлайн-платформе для изучения математики GIOS ученики за прохождение уроков получают бейджи, дополнительные жизни, баллы, за которые потом смогут купить для себя новые аватарки. А еще все пользователи платформы могут отслеживать свое место в рейтинге и свою динамику своих знаний.

Ученики после неудачного прохождения задания могут попробовать, при желании, пройти аналогичное. А еще в конце урока видят дашборд и свои результаты по каждому из блоков урока — это положительная обратная связь сразу после окончания задачи. Таким образом, учащиеся больше заинтересованы в получении более высокого результата.

Конечно, обучение с помощью такого учебного средства больше похоже на игру. А, следовательно, воспринимается учениками естественно и им легче предпринять усилия для освоения нового материала.

Внедряем положительное подкрепление обучения в жизнь. 5 простых шагов

Подытоживая, создадим план действий по внедрению положительного подкрепления для ребенка. Подойдет как родителям, так и учителям:

1. Сделайте список дел, за которые бы вы хотели вознаграждать ребенка: выполнение домашнего задания «на 12», средний балл за семестр, внеклассные активности.

2. Проставьте ценность каждого выполненного действия в жетонах. Например, участие в олимпиаде — 20 жетонов, призовое место — 50 и т. д. Лучше даже создать некий физический аналог жетонов — так у ребенка будет большее ощущение «серьезности» процесса.

3. Некоторые задачи можно упростить за счет дополнительных сервисов.

4. Определите вознаграждения и их стоимость. Это не обязательно должны быть деньги. Например, время на видеоигры, подарки, походы в кино и т. п.

5. Проговорите с детьми условия вашего «сотрудничества», повесьте где-то список утвержденного соглашения.

6. Наблюдайте за прогрессом в обучении.

Плюсом такого подхода еще является то, что ребенок чувствует ответственность за свои действия, учится ценить время и договариваться. Это понадобится ему во взрослой жизни.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X