Пять новых инструментов. Как победить в государственном тендере

11 января 2021, 17:30

Как предприниматели борются со схемами в Прозорро и какие возможности существуют для защиты их прав

Согласно августовским исследованиям ОО «Платформа Общественный контроль», 44% предпринимателей, участвовавших в государственных тендерах, хотя бы раз заявляли о нарушении их прав. Чаще всего это касалось дискриминационных требований в тендерной документации, необоснованного отклонения предложения участника, представления недостоверных сведений со стороны конкурентов и попросту «откатов».

Видео дня

В этом же исследовании предприниматели отмечают, что уровень коррупции в Прозорро уменьшился в течение 2 последних лет. Это хорошая новость, однако вопрос о том, как пробиться в нужный тендер и отстоять свою победу, остается актуальным.

В 2020 году возможностей для защиты прав бизнеса в системе публичных закупок стало больше. Вот главные пять новаций в этой сфере, о которых стоит знать бизнесу, подаваемому на тендеры в Prozorro.

1. Исправление ошибок в тендерных предложениях

До недавнего времени это был просто бич тендеров на Prozorro. Компания выигрывает тендер, предприниматель уже готовится открыть шампанское, но его предложение отклоняют из-за каких-то мелких ошибок в документации. Обидно? Не то слово. Заказ от государства на 200 тыс. грн или на 20 млн грн просто прошел мимо.

Теперь бизнес может исправить эти ошибки в течение суток после того, как заказчик сообщит о них.

Уже около 7 тыс. торгов завершились победой участника, которому была предоставлена возможность исправить свои ошибки. Таким образом, бизнес смог заключить с государством контрактов на 39 млрд грн. А государство благодаря этому сэкономило на закупках более 800 млн грн. Если бы такие дешевые предложения отвергали из-за ошибок, то заказчики покупали бы дороже товар/услугу. Ну а бизнес терял подряды.

2. Новый механизм оплаты жалоб в АМКУ на нарушение прав бизнеса

Жалоба в АМКУ — это главный инструмент воздействия на нечестных заказчиков, которые, например, прописывают тендеры под «своих» или необоснованно дисквалифицируют участников.

До недавнего времени подача жалоб была непростым процессом. При этом тарифы за жалобы были слишком низкие и явно не мотивировали бизнес тщательно подходить к процессу обжалования. Так, ранее закупку товаров и услуг на любую сумму можно было обжаловать всего за 5 тыс. грн, а работ — за 15 тыс. грн. Когда речь шла о тендере на несколько миллионов гривен, компании буквально заваливали АМКУ необоснованными жалобами, ибо рассмотрение жалоб затягивает тендер и при этом стоит дешево.

В этом году тарифы изменились и теперь зависят от суммы тендера: плата за жалобу составляет от 2 тыс. грн за небольшой тендер и до 170 тыс. грн за многомиллионный.

Но самое главное — если АМКУ удовлетворил жалобу, плата за нее возвращается жалобщику в полном объеме. Уже более 85 млн грн вернулись участникам торгов на Prozorro, которые не побоялись отстаивать свою правоту и оспаривать дискриминационные требования или неправомерные действия заказчика.

Более того, мы видим, что из-за изменения тарифов бизнес начал активно оспаривать небольшие закупки, а АМКУ — поддерживать позицию жалобщиков, поскольку предприниматели все чаще подают обоснованные и тщательно прописанные жалобы. Так, доля удовлетворенных жалоб по сравнению с прошлым годом выросла с 41% до 60%. То есть теперь почти две трети жалоб бизнеса на тендеры в Prozorro удовлетворяются.

3. Новые правила отзыва жалоб

Представьте ситуацию: компании заваливают АМКУ бессмысленными жалобами на тендер, и он просто останавливается — пока комитет не рассмотрит все жалобы или пока компании их не отзовут. Это всегда был мощный инструмент для давления и шантажа заказчиков со стороны бизнеса. Честные компании, участвовавшие в торгах, тоже страдали.

Другая ситуация: заказчик видит, что бизнес оспаривает его действия в АМКУ, и понимает, что, скорее всего, жалобщик выигрывает дело. Что делает заказчик? Просто отменяет тендер — как будто потребность в товаре или услуге вдруг отпала. Конечно.

Обе проблемы почти исчезли.

В первом случае — потому что бизнес теперь не может отозвать свою жалобу. Если подал, жди решения. Как мы помним, теперь жалоба на крупный тендер стоит не 5 тыс. грн, а более чем полторы сотни.

Во втором — потому что заказчик не имеет права отменить тендер, если его уже оспаривают в АМКУ.

Вряд ли эти действия можно квалифицировать как нечто противоправное. Но без них чувство справедливости в государственных тендерах явно улучшается.

4. Усиление ответственности заказчиков

Конечно, наказание заказчиков за нарушение — это то, чего бизнес хочет в тендерах Prozorro больше всего. В этом году наказание стало для заказчиков достаточно чувствительным с финансовой точки зрения. Например, теперь штраф за безосновательное отклонение тендерного предложения может достигать 51 тыс грн. Конечно, заказчик, решивший отклонить компанию из-за каких-то мелких зацепок, 100 раз подумает, надо ли оно ему.

Впрочем, не все так радужно. На практике в суд все еще доходит незначительное количество дел. И суды часто накладывают минимальные штрафы, не считают нарушения тендерного законодательства общественно опасными и значимыми.

5. Курс на цифровую тендерную документацию

Казалось бы, что еще можно оцифровать в электронной системе закупок? Ведь все файлы тендеров загружаются в систему Прозорро и доступны всем желающим для ознакомления.

Однако мы неоднократно видели, как некоторые недобросовестные заказчики пытались, например, скрыть требования к участникам в различных документах, приложениях и т. п.

И если некая компания недостаточно внимательно прочитала тендерную документацию и пропустила какое-то важное требование, написанное мелким шрифтом на 79-й странице — то для нее это прямой путь потерять тендер.

Именно для того, чтобы таких случаев становилось меньше, а добросовестным заказчикам и участникам было проще работать в Прозорро, мы начали оцифровку всех требований тендерной документации. Стало быть, заказчики будут прописывать те или иные требования к тендеру в отдельных окошках в своем электронном кабинете. А участники — заполнять необходимые поля или проставлять галочки о соответствии с этими требованиями. В конце концов общественности это все видно сразу на странице тендера на портале Prozorro. А не в каких-то Word-документах, которые нужно выгрузить отдельно.

Вместо итогов

Итак, участвовать в публичных закупках и еще и побеждать в них — все еще остается непростой задачей для бизнеса. Но не стоит забывать, что это огромный рынок на почти 600 млрд грн в год, за который стоит побороться. Очень много инструментов для этого уже есть, и они постоянно совершенствуются и развиваются.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X