Офлайн с онлайном: финансовые привычки украинцев

9 мая 2020, 18:00
Цей матеріал також доступний українською

Почему важно объединять cashless и наличку в рамках одной экосистемы

Современный финтех ориентируется, конечно, на безналичную экономику. Но в Украине она пока не наступила — люди активно пользуются наличными деньгами. Если финансовый сервис жестко отгораживается от такой аудитории, то сильно сокращает потенциальную аудиторию. И, к тому же, лишает население доступа к услугам.

Видео дня

Как в Украине растет количество безналичных операций

С каждым годом украинцы все больше доверяют cashless. Как отмечают в НБУ, в 2019 году общее количество операций с использованием украинских банковских карт достигло 5,057 млрд штук, а их объем — 3,577 трлн грн. При этом, по сравнению с прошлым годом, количество безналичных операций выросло на 29,2%, а сумма — на 24,3%.

Вместе с этим в Украине развивается сеть торговых POS-терминалов. Сейчас их — 333,8 тыс. единиц, что на 19,7% больше, чем в прошлом году. К тому же, 90% платежных терминалов уже «умеют» принимать бесконтактную оплату.

Сейчас в Украине насчитывается 8 400 платежных терминалов на 1 млн населения. При этом терминальная сеть все еще неравномерно распределяется по регионам. Больше всего их в Киеве, Днепропетровской и Харьковской областях, меньше всего — на западе страны, а также в Луганской и Донецкой областях.

Банковские карты есть у 70% украинцев в возрасте 16 лет и старше, включая жителей городов и сел

Введение карантина только увеличило интерес украинцев к безналичным оплатам. По данным «Приватбанка», в марте оборот в сети торговых платежных терминалов вырос на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, в апреле — на 34%.

Почему не прекращают расти объемы налички

В период карантина НБУ рекомендует украинцам использовать безналичную оплату, бесконтактные и мобильные платежи, расчеты с помощью Apple Pay, Google Pay, смартфонов, умных часов или чипированных платежных карт. Это нужно, чтобы обезопасить себя от инфицирования через банкноты.

Но не смотря на это, объемы обращения наличных денег в Украине остаются высокими. По данным НБУ, по состоянию на 1 января 2020 года на руках у украинцев было 425 млрд грн налички. Это на 6,2% больше, чем на начало прошлого года.

Одна из причин такой популярности наличных расчетов в нашей стране заключается в том, что в Украине все еще меньше платежных терминалов на миллион граждан, чем в других странах Европы. Например, средний показатель терминализации Центральной и Восточной Европы — 17,9 тыс. терминалов на миллион граждан, что в два раза больше, чем у нас.

Интерес украинцев к наличности традиционно возрастает в эпоху турбулентности. С началом карантина в марте 2020 года население и бизнес начали активнее выводить средства с банковских счетов. По данным НБУ, гривневый портфель депозитов юрлиц в банках в марте снизился на 6,8%. Гривневые депозиты украинцев-физлиц — на 0,5%.

Какие потребности у пользователей cashless

Cashless-экономику двигает в основном молодая аудитория, жители крупных городов: люди со смартфонами, широким доступом к банковским продуктам. Банковские карты есть у 70% украинцев в возрасте 16 лет и старше, включая жителей городов и сел.

При этом, если сузить рассматриваемую выборку до жителей нашей страны в возрасте 25−50 лет с доходом более 15−20 тыс. грн в месяц, оказывается, что банковскими картами владеет 93% этой аудитории.

Для такой аудитории важна возможность бесконтактных операций и их технологичность.

Что важно для пользователей налички

В отличие от сегмента cashless, наличными активно пользуются разные группы украинцев — и молодежь, и люди старшего возраста. Таким пользователям важно, чтобы платить наличкой было удобно, выгодно и просто.

По данным нашего исследования, чаще всего через терминалы оплачивают мобильную связь (30% транзакций), интернет (25%), а также пополняют наличными банковскую карту (25%).

Терминалами пользуются 39% украинцев. В основном это молодые люди 26−35 лет, которые проживают в городах с населением более 100 тыс. человек, районных и областных центрах. При этом, чем меньше населенный пункт, тем выше частота использования терминалов. 45% населения Украины контактирует с терминалами хотя бы раз в несколько месяцев.

Это в первую очередь связано с тем, что традиционные финансовые и почтовые учреждения не могут оказать должный уровень сервиса: только в прошлом году украинские банки закрыли более 500 отделений. Многие из них работают по достаточно ограниченному графику.

Оплата коммуналки: еще офлайн или уже онлайн?

Сейчас для украинцев особо актуален вопрос оплаты коммуналки: во время карантина люди предпочитают не выходить лишний раз на почту или в банк. Учитывая эти обстоятельства, Нацбанк рекомендует оплачивать коммунальные услуги онлайн или же через платежные терминалы в максимальной близости от дома — это поможет избежать людных мест, что сегодня крайне важно.

Оплачивая услуги онлайн, пользователям доступны коммунальные предприятия всех областей Украины: не нужно заходить на веб-адреса каждого поставщика по отдельности и каждый раз вводить платежные данные карты — все собрано в одном месте. Специальные оповещения информируют плательщика с целью контроля сроков уплаты коммунальных услуг заранее, что позволяет держать баланс в плюсе.

Выбирая оплату коммуналки наличными с помощью терминалов, пользователь получает круглосуточный доступ к инструменту: помимо терминалов в помещениях, многие из них расположены на городских улицах, в подземных переходах. Нет необходимости подстраиваться под конкретные рабочие часы.

К тому же, исключается ошибка оператора: плательщик сперва проверяет реквизиты и только после этого вносит купюры в автомат.

В Украине сложился уникальный, полярный финтех-рынок: с огромным ростом high-end сервисов вроде электронной валюты или Apple Pay и одновременно гигантским присутствием налички.

Поэтому, чтобы создать доступный для всех финтех-продукт, бизнес должен учитывать потребности разных аудиторий и их привычки. Работа на оба направления — cashless и наличку — позволит масштабироваться, а также помочь населению получить все необходимые финансовые услуги.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X