Почему писатели беднее людей, работающих в рекламе?

19 апреля 2021, 19:00

Какой этап начинается сейчас в украинской литературе, и поможет ли он избавиться от ярлыка «голодного писателя».

Рекламисты получают заказ от клиента. Очень часто идея довольно размыта. Но все равно финальное слово за клиентом. Поэтому и возможности для творчества крайне лимитированы. Ты не имеешь права сделать что-то, что не вписывается в видение условного бренд-менеджера. И именно за это платятся большие деньги.

Видео дня

Писатель, в свою очередь, может делать что угодно. Он оперирует собственным видением мира, своим опытом, преодолевает собственные комплексы. Писатель получает возможность, без всякого воздействия извне, представить эгоистичный акт творения. Великими становятся те писатели, видение мира которых настолько гениально, что формирует мировоззрение большого количества людей. И это ничего общего не имеет с деньгами. Их цель — вечность.

А вот что делать, если писатель не хочет вечности, а хочет быть богатым сейчас? Если он не хочет получать за свои романы сто долларов раз в десять лет, а хочет сидеть на собственной вилле где-то в теплой стране, созерцая закат солнца и не думать о таких мизерных вещах, как зарабатывание денег.

Все очень просто — ему нужен заказчик. Тот, чьи прихоти он будет выполнять, с чьей точкой зрения он будет считаться. Этот заказчик — читатель. Произведения этого писателя должны удовлетворять все эмоциональные потребности читателя.

Это очень похоже на работу настоящего рекламного агентства. Перед тем, как выдать клиенту очередную идею, проводится большая работа. Изучается сам бренд, который рекламируется, его целевая аудитория, учитывается опыт других товаров из той же категории. Лишь после серьезной подготовки возможно рождение той идеи, которая заставит потребителя приобрести продукт.

Украинские авторы прошлого никогда не воспринимали писательство как зарабатывание денег. Классическая литература пыталась дать этому народу голос. Писатели начала двадцатого века закладывали основы самосознания украинцев как отдельной нации.

Примерно такие же процессы проходили все национальные литературы. Но в то время, когда они пришли к осознанию фигуры читателя, как важного элемента литературного процесса, и начали удовлетворять его потребности, мы получили 37-й год. А те, кто остались в живых, стали частью идеологической промывки мозгов.

После обретения независимости целью украинских авторов-постмодернистов стало отрицание советского периода и закладка новых основ бытия этого народа. Это не были произведения для широкой общественности, это были манифесты, вроде того листа, который прибил Мартин Лютер на дверях церкви. Фактически мы вернулись к тому, чем занимались авторы в 20-х годах прошлого века. Можно не любить произведения авторов, которые появились в 90-х, но нельзя отрицать их важность для процесса становления новой украинской литературы.

Сейчас начинается новый этап, когда писатели начинают замечать читателя. Постепенно они узнают, что у читателя также есть свое мнение и свое видение. Человека можно заставить делать многое, но его нельзя заставить читать то, что он не хочет, то, что не кажется ему интересным.

Рынок, в том числе книжный, — это о деньгах. Недоразвитость украинского книжного рынка возникла именно из-за пренебрежения потребностями украинского читателя и из-за изолированности от процессов, которые происходили в большом литературном мире. И в этом никто не виноват. Так уж сложилось.

Очень часто сетуют на то, что государство не помогает украинской книге. А я думаю, что у населения в сотни раз больше денег, чем у государственных структур. Просто нужно людям дать то, что они хотят. И тогда все стороны этого процесса будут счастливы.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X