Как пережить кризис в бизнесе. Три совета

30 октября 2019, 18:00

Проблемы в бизнесе бывают у всех, но далеко не каждому предпринимателю удается справиться с вызовами и продолжить развитие с минимальными потерями ресурсов и времени

Продержаться на плаву в форс-мажорных ситуациях помогают три ключевых фактора:

1. Вера в продукт

2. Вера в команду и вера команды в продукт

3. Стрессоустойчивость как эмоциональная составляющая лидерства.

Видео дня

Дальше — подробнее о том, что включает в себя каждый аспект в бизнес-истории.

Вера в продукт

Вера в продукт, который предлагает предприниматель, придает сил в самые сложные моменты и стимулирует двигаться даже в минуты отчаяния, хотя бы потому что, что это нравится вам. К этому выводу я пришла не сразу. В 19 лет я начала возить на базар охлажденное мясо курицы. Постепенно объемы поставки увеличивались с газелей до фур, и когда обороты достигли $100 млн в год, а объем продаж достиг отметки 65 тыс. тонн в год, я столкнулась с первыми настоящими кризисами. Возникли нюансы с поставщиком и ситуация с невозвратом дебиторской задолженности, велись агрессивные проверки от налоговой, исчезали фуры с товаром и т. д. В этом всем нужно было найти смысл и энергию двигаться дальше, невзирая на то, что большую часть своих филиалов мне пришлось закрыть.

В таком состоянии я попала на семинар по выходу на экспортные рынки, где услышала выступление бизнесмена, чья компания занималась продажей дверей. Он рассказывал, как развивал свое предприятие, которое изначально размещалось в подвале, как удалось выйти на IKEA, как вели переговоры с иностранными партнерами, как удалось договориться в результате на поставки крышек под столы для той же IKEA. Выступление стало для меня показателем заинтересованности в бизнесе — у спикера настолько горели глаза.

Я поняла, что именно так собственник или управленец должны говорить о своем бизнесе. В тот момент я занималась дистрибуцией и разделкой мяса курицы, и таких горящих глаз у меня не было. Будучи далекой от подобного энтузиазма, я четко осознала, что бизнес надо развивать так, чтобы волновал не результат, а именно процесс. Когда мы что-то создаем ради денег, ради славы, чтобы доказать кому-то что-то, то наша энергия будет направлена не на создание, а совсем в другое русло.

Как только я поняла, что для успеха в бизнесе мне нужны «горящие» глаза, я начала думать о том, чтобы создать продукт, который бы меня по-настоящему волновал, вдохновлял и мощно заряжал на действие.

Команда

Но чтобы создать такой продукт, мне нужна была команда. Примечательно, что изначально большинство команды, которая работала ранее со мной на дистрибуции, не поверила в мою идею создания нового продукта. Я честно попросила, чтобы приезжали на стратегическую сессию только те, кто действительно верит в продукт. Мы поехали за город, в удобной атмосфере проговорили перспективы, вывели линейку продукции, которая, по нашему мнению, может быть интересна на украинском рынке.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Следующей нашей задачей было перепрофилирование производства. Решение этой задачи было непростым, пришлось сократить некоторое количество людей. Я снова оставила только тех людей, которые поверили в потенциал моей идеи.

Когда мы положили на полку продукт, я столкнулась с результатами первого просчета. Денег на маркетинг не было, и продажи были существенно ниже ожидаемых из-за того, что потребитель не знал о существовании нашего продукта и его преимуществах. Мы потихонечку «вымывали» оборотные средства, потому что завод требовал немалых ежемесячных расходов. В этой ситуации нужен был эмоциональный ресурс, который, конечно, команда черпала от меня. Так мы плавно подходим к третьему антикризисному фактору.

Эмоциональная составляющая

Для своих сотрудников я была и психологом, и мотиватором, и группой поддержки. Я взяла на работу 25 человек, в числе которых коммерческий директор, гендиректор, начальник отдела продаж, маркетинг-отдел в 4 человека. Все были безумно занятыми, но продукт не продавался. В конце концов, когда моих ресурсов не хватало, я поняла, что надо рисковать. Я всех уволила — полностью отформатировала команду. Оставила одного амбициозного управленца, который был действительно заинтересован во всех производственных процессах, и одного лояльного продавца. Именно эти два человека под моим началом сделали невозможное, потому что у нас была:

а) вера в продукт,

б) мы были командой,

в) и мы были эмоционально заряжены.

Подытожить хочу своими «правилами жизни», которые работают всегда, и особенно важны, когда в бизнесе кризис:

1. Заниматься спортом, и делать это всегда (пускай мир рухнет, но тренировки 3 раза в неделю должны быть). Спорт нужен для энергии, нет энергии — слабые мысли и действия

2. Не употреблять алкоголь, потому что он забирает энергию

3. Практиковать расслабление в медитациях: когда ум спокоен, мы принимаем правильные решения

4. Быть всегда не в, а над ситуацией. Это помогает посмотреть со стороны на всё и взвешенно принимать решения

5. Общаться с ментором

6. Работать с фрилансерами узких специализаций

7. Всегда прописывать стратегию и позицию бренда/компании и в долгосрочной перспективе, и ближайшие цели

8. Помнить о том, что любой кризис — это просто упражнения, которые прокачивают на будущее. Ведь мы растём только в кризисах

9. «Если лошадь сдохла, надо с нее слезть», — не упустите момент, когда бизнес безнадежно отбирает ресурсы и меняйте направление

Важно не забывать, что бизнес — это игра. Найдите свою самую сильную грань таланта, чтобы продолжать эту игру. Мы не знаем, что будет завтра, ведь любая недвижимость может обесцениться, любой банк — рухнуть, но у каждого из нас есть свой талант — это то, на что мы можем опереться. Если мы идем по пути своего предназначения, то мы счастливы и способны преодолеть все трудности и кризисы.

Показать ещё новости
Радіо NV
X