Ошибка ценой в 600 тысяч евро. Как получить опыт открытия хостела в Европе, дорого

14 июля 2019, 12:00
Цей матеріал також доступний українською

Рынок ЕС очень заманчив. Но экспортировать туда и открыть компанию в ЕС — это две огромных разницы

Работа над ошибками. Бизнес — регулярная колонка, подготовленная совместно со шведским проектом DYB [Develop Your Business]

Предыстория

На сегодняшний момент мы уже открыли три объекта в Европе — в Варшаве, Братиславе и Праге, а также на стадии проекта — хостел в Будапеште. Но вся история начиналась в Киеве в 2011 году. Тогда мы с партнером Евгением Лавренюком открыли наш первый хостел в квартире 150 кв м, инвестировав туда порядка $20 тыс. За 9 месяцев он окупился. Это был пилотный проект, вскоре после которого мы взялись за масштабную идею. И в апреле 2012 года открыли первый большой хостел в Киеве на Андреевском спуске. Это уже отдельно стоящее здание на 106 койко-мест. Мы все изучали на ходу и постоянно возникали дополнительные расходы. Планировали инвестировать порядка $300 тыс., а в общей сложности у нас вышло почти $500 тыс.

Видео дня

Успех

Вопреки всему проект получился и быстро стал лучшим в Украине. Спустя два года, в 2014 году, хостел на Андреевском вошел в десятку лучших в мире по версии самого крупного международного ресурса hostelworld.com. Это аналог Booking.com, но только для хостелов. Мы стали номер 8 в мире в категории «большие хостелы». Это стало судьбоносным событием для нас. А не пора ли делать тот же продукт за пределами Украины? Наши гости сегодня живут в Киеве, завтра — в Варшаве, послезавтра — в Стамбуле.

Решение принято

Выбрали Восточную Европу. Это растущий регион с точки зрения туризма. При этом рынок там развит слабо, барьер для входа ниже. В Западной Европе сети совершенно другого масштаба и конкурировать с ними было бы сложно. В тоже время прошли обучение на шведской программе в DYB, что значительно добавило нам уверенности.

Варшава

В нашем списке были столицы стран Балтики. Варшаву мы не рассматривали серьезно. Но решили съездить посмотреть, и она нас приятно удивила: чисто, современно, хорошая инфраструктура. Получилось найти интересное здание с выгодной локацией раньше других городов. Договорились о хорошей арендной ставке и решили, что мы все знаем и можем открывать.

Ошибка в расчетах

Мы понимали, что масштаб хостела в Варшаве будет точно не меньше, чем в Киеве, и нам нужно, как минимум, полмиллиона долларов. Я отлично помню как мы считали: «Сколько нужно на это денег? У нас в Киеве 800 кв м. В Варшаве плюс-минус такой же масштаб и формат. Накинем на непредвиденные расходы. Приблизительно это выльется в 600 тыс. евро. Ок. Поехали!»

И тут началась череда приключений. Сначала метраж выбранного здания оказался больше ожидаемого. Не 800 кв м, а 1 200. А когда начали заниматься ремонтом, оказалось, что есть целый набор пунктов, которые нам, конечно, известны, но в Украине такими вещами многие откровенно пренебрегают. А именно — высокие требования пожарной безопасности, системы вентиляции по обеспечению воздухообмена.

«Культурные отличия»

В Украине в большей мере все зависит от нашей совести и ответственности, чем от требования служб. Логика простая — что бы мы ни сделали, оно не будет соответствовать требованиям на 100% и недостатки найдутся. Проверяющие преследуют совсем не ту цель, что в Европе. В Варшаве такое пренебрежение вылилось бы в серьезные дополнительные расходы.

Мы проходили процедуру ввода в эксплуатацию. А финальные проверки отелей и хостелов очень строгие и сложные. В хостеле плотность людей на квадратный метр еще выше, чем в отеле, а это высокий уровень риска и никакой местный чиновник не возьмет на себя ответственность, не будучи в полной уверенности что на объекте все в порядке. К примеру, пожарную проверку после окончания ремонта мы проходили три раза.

Инвестиции в невидимое

В итоге, в Польше получился такой парадокс — большая часть инвестиций была вложена в то, чего гость не видит. Когда мы поняли, что сильно не помещаемся в озвученный бюджет, стали экономить на видимых элементах — декоре, мебели.

В итоге, вместо озвученных 600 тыс. евро мы инвестировали в хостел в Варшаве чуть больше, чем 1 млн 200 тыс. евро. Это заставило задуматься и пересмотреть все наши будущие проекты. Но в тот момент у нас велся параллельно ремонт в Братиславе. И там мы уже не могли изменить ситуацию. Как следствие, инвестиции в Братиславе тоже превысили планируемые почти в два раза.

Вывод

Мы стали больше времени тратить на предварительный анализ. Теперь разбираемся с помощью местных архитекторов и консультантов в самом начале пути.

Не могу сказать, что мы вывели универсальную формулу — как посчитать сколько инвестировать. Но кое-что получилось.

Во-первых мы вывели алгоритм анализа и оценки потенциального проекта так, чтоб ничего не упустить.

Во-вторых, осознали каково быть международной компанией, как важно учитывать особенности местного рынка и региона.

В третьих, благодаря высокому уровню требований в Европе мы (отчасти вынуждено), но все же подняли свою планку стандартов в Dream Hostel. И это стало одним из наших конкурентных преимуществ.

Комментарий эксперта

Управляющий партнер шведского проекта DYB [Develop Your Business], системный исследователь бизнеса и конкуренции Игорь Гут (Фото: DYB)
Управляющий партнер шведского проекта DYB [Develop Your Business], системный исследователь бизнеса и конкуренции Игорь Гут / Фото: DYB

Рынок ЕС очень заманчив для наших компаний. Но экспортировать туда и открыть компанию в ЕС — это две огромных разницы. Во втором случае вы столкнетесь с тем, что называется compliance cost. Это та часть ВВП страны, которая идет на регулирование, обеспечение высоких стандартов.

Каха Бедукидзе оценивал их примерно в 10 тыс. евро на человека. В США они составляют 7 тыс доларов на человека (по расчетам Small Business Administration). Для понимания масштаба — это больше, чем уровень ВВП в Украине.

Соответсвенно, открывая магазин или хостел в ЕС, вы должны быть готовы к совершенно другим инвестициям. Кроме того, стоит внимательно ознакомиться и с трудовым законодательством. Там тоже много сюрпризов. В результате многие компании выстраивают бизнес-модель так, чтобы начать работу в ЕС через партнера, дистрибьютора и позже выйти на рынок самостоятельно. Но чего нельзя отнять у этого опыта — так это бесценной обучающей составляющей. Все выжившие становятся на порядок эффективнее и ответственнее в принятии решений.

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X