Лень — на втором месте среди барьеров для самореализации. Как помочь детям стать проактивными?

23 августа, 08:13

Начать активно действовать иногда очень сложно даже взрослым. Как научить этому навыку своих детей?

В предыдущих постах речь шла о том, как мы можем научить наших детей ставить жизненные цели и планировать действия для их достижения. А сейчас предлагаю поговорить именно о действиях, ведь без них даже самые лучшие планы останутся только на бумаге или в файле и будут заброшены в самый дальний угол, чтобы не напоминать о разочаровании.

Видео дня

Впрочем, начать активно действовать иногда очень сложно даже взрослым. По результатам онлайн-исследования «Эмоционально-психологическое состояние украинцев», которое проводилось в начале этого года Институтом будущего, 61% участников отметили, что, думая о будущем, они испытывают эмоцию «ожидания улучшений». Это может показаться вполне позитивным показателем, но… Ожидание чего-либо — это пассивная эмоция. И большой процент тех, кто ее испытывает — также признак пассивности, определенных патерналистских тенденций. И это совсем не то, в чем нуждается Украина сейчас и будет нуждаться в ближайшие десятилетия.

Однако вернемся к детям. Согласно исследованию, которое в начале этого года провел БФ «Клуб добродетелей» среди украинских подростков, второе место среди барьеров для самореализации (23%) заняла лень. Она уступила лидерство только отсутствию электроэнергии (28%). Также многие подростки отмечали такие факторы: недостаток мотивации и силы воли, неумение планировать время, страх начинать новое и неверие в собственные силы, критика и неверие со стороны окружающих. Все это — о сложностях с действиями и активностью.

Поэтому становится вполне понятным, что и для будущего самих детей, и для будущего государства необходимо помочь нашему младшему поколению приобрести навык активного отношения к жизни.

Дети дошкольного возраста: любознательность, начало независимости и решение простых проблем

Возраст «почемучек» и первых попыток сепарации. Собственно, именно в эти годы дети имеют больше всего естественной активности и жажды познания. Понятно, что с этой детской активностью иногда трудно справиться. Но ее надо не укрощать, а лишь направлять в конструктивное русло.

  1. Приучайте ребенка самостоятельно решать простые проблемы, например — выяснить, как сложить пазл или какими способами можно завязать шнурки на ботинке. Не давайте малышу готовый ответ, скорее подсказки, которые помогают найти решение.
  2. Поощряйте малышей задавать вопросы и исследовать окружающую среду. Это может включать поездку с ними в новые места, совместное чтение книг или просто поощрение исследовать окружающий мир. Удивляйтесь новому вместе с ребенком и показывайте, что жизнь — увлекательная.
  3. Позволяйте ребенку делать что-то самостоятельно, например выбирать себе одежду или паковать перекус на прогулку. Это поможет малышу развить чувство независимости и самоуверенности, которые важны, чтобы быть проактивным в дальнейшем.
poster
Дайджест NV Премиум
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Именно в этом возрасте стоит учить ребенка и первым действиям, связанным с деньгами. Пока речь идет о принятии решений о покупках. Конечно, это должны быть небольшие вещи, интересные малышу: игрушки, канцелярия, недорогие предметы одежды или детские аксессуары. Смысл в том, что ребенок должен сам выбрать предмет из нескольких вариантов на определенную сумму, принять решение и, по возможности, — сам сделать покупку: расплатиться на кассе или нажать кнопку «купить» в интернет-магазине.

Дети 7−12 лет: ответственность и «мышление роста»

В этом возрасте обязательным качеством, которое должен наработать ребенок, становится ответственность: посещение школы и дополнительных занятий, внимание на уроках, выполнение домашних заданий — все это требует именно ее. Но на самом деле зона ответственности в этом возрасте должна постепенно расширяться от отдельных действий и обязанностей до ответственности за собственную жизнь вообще.

  1. Поручите своему ребенку выполнение определенных действий в соответствии с возрастом и поощряйте его расширять круг этих действий. Как? Тем, что каждая обязанность будет приносить определенные бонусы самостоятельности. Например, бонус от уборки своей комнаты — возможность обустроить ее по собственному вкусу.
  2. Помогите своему ребенку определить свои сильные стороны и поощряйте его заниматься деятельностью, которая соответствует его увлечениям. Это разовьет целеустремленность и мотивацию для достижения своих целей.
  3. Способствуйте «мышлению роста»: поощряйте вашего ребенка рассматривать проблемы как возможности для роста и обучения. Помогите ему понять, что неудачи являются естественной частью процесса обучения и что важно продолжать работать и учиться на ошибках.

Также в этом возрасте ребенок должен понимать, что он может совершать определенные действия, которые принесут деньги и, как следствие, приобретение чего-то приятного. Но важно помнить, что «работой», за которую родители предоставляют «заработную плату» не должно быть выполнение обязанностей (уборка, обучение и т. д.). «Оплачивать» стоит только дополнительные действия, которые требуют дополнительных усилий. К примеру, взять ребенка с собой на работу и дать ему определенное полезное поручение. Стоит также поощрять ребенка, чтобы он сам искал для себя такие дополнительные задачи.

Подростки: саморефлексия и поиск решения вместо ожидания ответа

Подростковый возраст — время социальной самоидентификации и формирования личных ценностей человека. В эти годы стоит поощрять подростка размышлять о собственных ценностях, о том, какую жизнь он хочет создать для себя, о целях и приоритетах. И именно в этом возрасте закладывается и закрепляется отношение к финансам и экономической активности. Будет ли молодой человек действовать и брать на себя ответственность за собственную жизнь или будет ожидать решений от кого-то «большего»? Зависит от того, чему он научится именно сейчас.

  1. Развивайте у подростка навыки поиска собственного решения вместо ожидания простых ответов на вопросы. Да, нам кажется, что мы лучше знаем жизнь, и соблазн предоставить готовый «рецепт» решения проблемы очень велик. Но лучше будет, если мы ограничимся ненавязчивым руководством и поддержкой, подскажем только пути поиска, но позволим молодому человеку делать собственный выбор и учиться на своих ошибках.
  2. Помогите своему подростку развить навыки управления временем и самоорганизации, научив расставлять приоритеты и эффективно управлять своим временем. Это поможет оставаться сосредоточенными и мотивированными и не терять самый ценный ресурс — время. Ведь часто именно отсутствие тайм-менеджмента у ребенка запускает ложную цепочку: «не успеваю — не могу — не буду больше пробовать».
  3. Поощряйте подростка к саморефлексии, то есть анализу собственных действий, контролю собственной интеллектуальной работы, эмоционального состояния, поведения. Важно обсуждать с ребенком свое отношение к различным ситуациям, чувства, отношение к трудностям, ограничениям и ошибкам. И конечно — ощущения, которые дают личные достижения и победы. Такое умение разбираться в себе поможет человеку в дальнейшем понимать и успешно преодолевать собственные барьеры.

И еще одна важная цифра, которую выявило исследование среди подростков: несмотря на присущий этому возрасту нигилизм и желание сепарации, 57% старших детей считают примером ролевой модели для себя собственных родителей. Понятно, что в младшем возрасте этот процент приближается к 100%. Поэтому, чтобы помочь детям увидеть ценность инициативы и вдохновить их действовать в собственной жизни, мы должны подавать им пример своей проактивностью: не ожидать улучшений, а делать их собственноручно.

Показать ещё новости
X