Как креативный класс влияет на экономику

2 июля 2018, 18:00
Цей матеріал також доступний українською

Развитие экономики требует наличия технологий, таланта и толерантности. Эти три составляющие помогают получить экономическое преимущество, благодаря концентрации талантливых личностей, производящих уникальные продукты.

В современном мире первенство принадлежит инновационным компаниям и инновационным экономикам. Сначала мы стали свидетелями того, как машины заменили тяжелый физический труд, сейчас они постепенно "учатся" выполнять интеллектуальную работу, но все еще не в состоянии решать креативные задачи. Креативную работу невозможно автоматизировать, ведь мы точно не знаем, как рождаются идеи у ученых или дизайнеров, как появляется видение новой системы у архитектора и инженера, или как приходит вдохновение к композитору или писателю. Автоматизировать возможно только тот процесс, составляющие которого понятны. Креативные направления – это единственное поле, в котором искусственный интеллект не создаст конкуренции человеку, следовательно профессии, требующие творческого подхода будут развиваться.

Видео дня

Теперь возникает вопрос, что именно мы вкладываем в понятие "креативность". Когда мы говорим "креативная личность", мы, прежде всего, имеем в виду представителей определенных творческих профессий – дизайнеров, артистов, художников – тех, кто создает новые формы или произведения. Но на самом деле креативная составляющая присуща каждому человеку. Вопрос только в том, настолько эффективно она может реализовать свой потенциал в обществе, в котором живет. В европейских странах с развитыми экономиками, например, в Великобритании, уже давно существует перечень профессий, относящихся к креативной индустрии, и в совокупности в этих областях занято около 40-42% населения. Заметьте, это не элита, а не богема, не обособленная группа, а достаточно большая прослойка общества. США на первом месте по общему количеству представителей креативного класса. Но их доля от общего количества работников немного меньше, чем в Европе – 35-38%.

В Украине креативный класс уже зародился и функционирует, но для полноценного его развития нужны изменения на многих уровнях, обеспечивающих трансформацию сознания от реформ в системе образования к совершенствованию действующего законодательства. Революция креативного класса в Украине только начинается, и в его становлении государство и бизнес должны действовать вместе. Хочу напомнить, что Украина входит в первую двадцатку стран мира по количеству людей с высшим образованием и по уровню человеческого капитала.

Я много лет работаю в ИТ, отрасли, которая стремительно развивается и существенно влияет на экономику государства. Сейчас в Украине насчитывается более 120 000 специалистов и это количество ежегодно увеличивается примерно на 20%. Ричард Флорида, автор мирового бестселлера Homo creativus. Как новый класс завоевывает мир, называет ИТ-индустрию одной из составляющих супер-креативного ядра креативного класса. И это не преувеличение. Именно ИТ-специалисты являются драйверами тех изменений, которые мы ощущаем на себе, они – носители глобального опыта, который будет способствовать осуществлению креативной революции в Украине. Но нам нужно заскочить в поезд, который уже тронулся в других странах.

В своей книге Флорида пишет о том, что развитие креативной экономики требует наличия трех компонентов: технологий, таланта и толерантности. Города и страны, в которых эти три составляющие присутствуют становятся креативными кластерами и получают значительное экономическое преимущество, благодаря концентрации талантливых личностей, производящих уникальные продукты. Общества становятся более эффективными благодаря оптимизации производственных процессов и внедрению новых технологий. Основной движущей силой изменений является человеческий капитал, а толерантность – как готовность воспринимать что-то новое, отличное от привычного, отсутствие отторжения чего-то, с чем вы не согласны – открывает горизонты для развития креативности. ЕРАМ Ukraine сотрудничает с около 6 тыс. программистов, и я, как руководитель, хочу каждому из них предоставить возможность реализовать собственный творческий потенциал. В ИТ-отрасли есть свое креативное ядро ​​– это архитекторы и дизайнеры, консультанты и инженеры, люди, которые создают новые формы и продуцируют идеи. Но даже исполнители могут творчески относиться к повседневным задачам. Для меня креативность – это, прежде всего, инновации.

В июне этого года законодательная власть сделала шаг навстречу креативной экономике. В закон Украины О культуре было внесено определение понятия "креативные индустрии". По моему мнению, оно размыто и не содержит четкого перечня новейших профессий и отраслей экономики. Также не предложено никаких путей и форм для поддержки развития этих видов деятельности, не представлено видение, каким образом выстраивать трудовые отношения с представителями креативных индустрий. Такой подход, без комплексной оценки всех составляющих индустрии, без понимания, кто именно олицетворяет креативную индустрию, напоминает броуновское движение. 10 лет назад UNCTAD (конференция по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН) исследовал креативные индустрии и признал их более высокопотенциальными в генерировании рабочих мест и доходов. Чтобы не терять время и быть в поезде креативной экономики вместе с развитыми странами мы можем пользоваться уже существующими исследованиями и разработками в правовом поле. Главное – вовремя создать условия для работы креативным и талантливым украинцам.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X