Как изменился fashion-ритейл в Украине за последние 10 лет

4 августа 2019, 08:20

Если раньше открывали один ТРЦ в год, то сейчас до 2020-го года планируется запустить более 10 новых площадок — и это только в столице

Материал подготовлен в соавторстве с соосновательницей масс-маркета женской одежды MustHave Анастасией Дзюбой

Истоки

Ещё 10 лет назад fashion-ритейл был не в том виде, к которому мы привыкли сейчас. Количество крупных ТРЦ с якорными мировыми брендами можно было пересчитать на пальцах одной руки. К тому же, большинство моллов находились в спальных районах. Помните, как все ездили в другой конец города, чтобы закупиться в нескольких магазинах? Или, к примеру, ездили на Крещатик, который долгое время негласно считался главным «торговым центром»?

Видео дня

Ко всему прочему, украинский продукт сложно было найти. А если видели на вещи бирку «made in Ukraine», относились к ней с осторожностью. Доверия ни к качеству, ни к моделям не было. Хотя Украина всегда была богата своими швейными производствами. Но использовались эти мощности не для создания собственного брендового продукта, а для «шитья на заказ». Европейские бренды активно пользовались услугами украинских локальных фабрик, поскольку рабочая сила у нас дешевле, а качество пошива — высокое. Более 70% фабрик по всей территории Украины активно отшивали заказы для европейских люксовых брендов.

Что сейчас

Сегодня ситуация изменилась кардинально. В столице и во многих городах-миллионниках формат стрит-ритейла замещает ТРЦ. Статистика говорит нам об активных открытиях новых торговых центров. Если раньше открывали один ТРЦ в год, то сейчас до 2020-го года планируется запустить более 10 новых площадок — и это только в столице.

Покупателю удобно, когда все бренды для разного кошелька и образа жизни собраны в одном месте. Семьи приезжают не только на шоппинг, но и для lifestyle досуга: развлечься, посмотреть кино, сходить в ресторан, иногда даже просто погулять. Торговые центры стали удобнее: почти все новые ТРЦ имеют круговую замыкающеюся планировку, а магазины размещаются по блокам (спорт, белье, игрушки и т. д.). Изменились и поведенческие факторы покупателя — теперь он не блуждает, бессознательно исследуя инфраструктуру торговых площадок, а посещает магазины более целенаправленно.

Также стоит отметить, что в последнее время украинский продукт начал набирать обороты. Благодаря революции в 2014 году, любовь к нашему продукту начала расти, а вместе с ней — и лояльность. Вырисовывается положительная динамика развития украинских торговых марок. Во-первых, их стало в десятки раз больше. Во-вторых, конкуренция с европейскими и локальными брендами заставляет производителей постоянно работать и над качеством продукта, и над дополнительными программами лояльности для своих покупателей.

Кстати, появление больших зарубежных fashion-ритейлеров для украинского рынка только в плюс. Во-первых, конкуренция — это всегда хорошо. Во-вторых, эти бренды создают хороший поток покупателей в точках своего размещения. Якорные бренды хорошо притягивают людей в ТРЦ.

Также на рынке появились отдельные площадки, которые предоставляют места для малоизвестных брендов, способствуя их дальнейшему развитию. Здесь стоит упомянуть и про известный за рубежом формат «pop-up stores» — это отличная возможность для интернет-торговцев выйти на несколько дней из онлайна и познакомиться со своим потребителем вживую. В Украине активно начали организовывать фестивали выходного дня. Именно там мелкие локальные бренды могут о себе заявить.

Сейчас большая нехватка кадров крафтовых профессий. Средний возраст людей таких профессий давно перевалил за 40

Трудности рынка

Но есть и негативные изменения. Сейчас большая нехватка кадров крафтовых профессий. Средний возраст людей таких профессий давно перевалил за 40. Молодежь не идёт учиться и выбирает более модное направления такие как: IT, юриспруденцию. Или все становятся менеджерами.

Также люди начали массово выезжать из Украины. Простимулировало этот вопрос получения нашей страной безвиз. Поэтому сейчас срочно нужно повышать интерес к крафтовым профессиям и повышать их престижность. Нехватка кадров в легкой промышленности существенная.

Перспективы

Сегодня fashion — ритейл имеет позитивную динамику развития. У многих ритейлеров уже есть свой алгоритм действий в экстренной ситуации: кто-то пережил два кризиса, а кто-то — три. Бренды, которые пережили не одно падение, моделируют для себя свой сценарий развития в экстренных ситуациях. Сейчас есть у всех не только план, А и Б, но и несколько запасных. Любая нестабильная ситуация с погодой/курсом или политикой играет не на руку ритейлерам. Люди моментально затягивают пояса и отказываются от шоппинга. И только во время праздников могут об этом забыть. При этом все равно не настроены на легкие, спонтанные покупки, как раньше.

Например, перед Новым годом 2019 покупатели избирательно относились к покупкам. Бум шоппинга сдвинулся на чёрную пятницу. А в декабре волна активностей начала падать. Очень надеемся, что эти изменения происходят без закономерностей. И такая разовая акция больше не повторится. А август, сентябрь и другие сезоны будут радовать новыми коллекциями и обилием людей в магазинах.

Специально для НВ Бизнес
Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X