Правила выживания. Какое будущее ждет HR в Украине?

8 июля 2020, 16:00

Вряд ли мы сейчас можем оценить глубину влияния COVID-19 на людей, организации и общество. Новая реальность поставила беспрецедентные требования и вызовы для руководителей бизнеса.

В краткосрочной перспективе организации будут находиться в периоде неопределенности многих факторов: таких, как изменение спроса, логистики ведения бизнеса и прежде всего влияние карантина на персонал компаний. Компании по всему миру пытаются решить сложные вопросы: возвращать работников к работе в офисе? Что делать с трудовыми ресурсами в том случае, если бесперебойность работы компании нарушено? Как адаптироваться к новым реалиям жизни? Как по-новому работать с персоналом?

Видео дня

Приведу некоторые интересные факты влияния COVID-19 на трудовые ресурсы. В Великобритании все работники, чье присутствие в офисе не является критически важным, переведены в режим удаленной работы.

Какое влияние это уже имеет? По предварительным оценкам (Исследование KPMG The importance of Workforce Transformation in a COVID -19 world), около 30% сотрудников останутся работать из дома в посткризисный период. Это вызывает вопросы относительно оправданности выделения 106 млрд фунтов стерлингов в будущее скоростное железнодорожное сообщение в Великобритании, или эти деньги было бы лучше инвестировать в 5G и другие высокоскоростные цифровые сети?

В отличие от кризиса 2008 года, когда единственной стратегией компаний было массовое увольнение работников, сейчас приоритетом является удержание сотрудников

Во многих компаниях задумались, стоит ли возвращаться в большие дорогие комфортные офисы в центральных районах городов и тратить средства на перелеты бизнес-классом ради очередной встречи с клиентами? Особенно учитывая то, что неизвестно когда компания вернется на докризисный уровень прибыльности.

Если говорить о рынке труда, то до COVID-19 он преимущественно был рынком поисковиков. То есть люди, обладающие востребованными навыками, имели возможность выбирать своего работодателя. По мере того, как мы переходим в посткарантинний мир, характеризующейся пониженной активностью, тенденция изменяется: рынок труда становится рынком работодателей. Однако многим фирмам придется оперативно перенаправлять персонал на достижение новых целей, а поэтому и перепрофилировать персонал и менять сферы компетенций.

В целом HR-стратегии компаний во время карантина можно разделить на два типа. Некоторые компании использовали прежние подходы и действовали по шаблону: увольняли работников без учета будущих потребностей или влияния на корпоративную культуру и совокупный опыт работников. Другая стратегия — поиск альтернативных подходов к сокращению расходов на персонал из-за риска дефицита кадров.

В Украине этот вызов был определен как самая большая угроза для выживания бизнеса по результатам исследования КPMG «Взгляд руководителей в 2019». Поэтому такие компании прибегают к долгосрочному планированию и пытаются сохранить команду, чтобы не потерять конкурентоспособность в будущем. Ради этого компании ввели целый ряд новых подходов к управлению персоналом. Это, в частности, переход на сокращенный рабочий день и неделю, введение посменной работы и пр.

В отличие от кризиса 2008 года, когда единственной стратегией компаний было массовое увольнение рабочих, сейчас приоритетом является удержание сотрудников. Согласно опросу «HR в период пандемии», проведенному в партнерстве с KPMG в Украине, журналом «Бизнес» и международным кадровым порталом grc.ua, 71% украинских компаний не планируют сокращений работников. Они задумываются над тем, чтобы вкладывать средства в дистанционные рабочие возможности, обеспечивая работников условиями для продуктивной работы из дома.

Стратегия сохранения квалифицированного персонала оправдала себя в кризис 2008 года, ведь именно компании, которые смогли найти способ сохранить ключевые кадры, получили значительное конкурентное преимущество в послекризисный экономический рост.

Конечно, многие компании все еще не успевают быстро реагировать на изменения и адаптироваться, выбирая путь временной стратегии до прояснения ситуации. Но не стоит забывать знаменитую поговорку: нет ничего более длительного, чем временное.

Поэтому если вы хотите, чтобы ваша компания удержала позиции на рынке и продолжала развиваться после завершения пандемии, нужно соблюдать несколько важных правил:

1. Оценить потенциальные риски и спрогнозировать несколько сценариев возможного развития относительно спроса на ваши услуги и продукты, ограничения относительно возможности их предоставлять и производить.

2. Обновить бизнес-план, учитывая последнюю информацию по распространению COVID-19.

3. Научить персонал гибкости и адаптивности, учитывая неопределенные внешние тенденции.

Стоит задуматься: может вместо аренды офисов целесообразнее направить средства на обеспечение персонала современными технологическими средствами для работы: смартфоны, планшеты, ноутбуки и др., инвестировать в обучение работников для получения нового опыта работы в условиях нового мира?

Учитывая последние тенденции, мы советуем в следующие полгода сделать четыре шага, чтобы подготовить вашу компанию к новым возможностям:

1. Провести аудит важных навыков, которые нужны персоналу, и выяснить, доступны ли вашим специалистам все необходимые для этого ресурсы.

2. Разработать план постепенного возвращения к работе в офисе тех работников, которые крайне необходимы на месте. Решить, какая часть персонала останется работать удаленно и в каком режиме.

3. Оценить оптимальное соотношение необходимых для работы сотрудников и подрядчиков. Обновить стратегию поиска и набора персонала.

4. Постоянно оценивать эффективность работы и внедрять различные методы ее повышения.

Период пандемии заставляет компании внедрять целый ряд новых подходов к управлению персоналом. В современных условиях, продиктованных COVID-19, приоритетом являются удержание сотрудников, адаптация к новым условиям и быстрое принятие новых подходов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X