Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Как дырки в законе делают дыры в бюджете

10 августа, 12:30
1332
Цей матеріал також доступний українською

Сразу замечу, чтобы желающие найти шокирующие суммы о контрабанде потоки не тратили время зря: сенсаций вроде громких заявлений не будет. Мы привыкли к тому, что цифры, как и факты, – являются убедительным аргументом.

Цифры действительно важны. Но они, как правило, констатируют результативность. И не всегда отражают эффективность.

То есть, с одной стороны, как в классике советского кинематографа: "если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо работаем". С другой - "статистика, как купальник-бикини: то, что показывает, весьма привлекательно, но куда интереснее то, что скрывает".

Поэтому посмотрим на статистику противодействия таможенным правонарушениям изнутри. А точнее, поговорим об экономическом эффекте заведенных дел о нарушении таможенных правил.

Даже без анализа статистических данных можно предположить, и не ошибиться в предположениях, что отсутствие в таможне оперативно-розыскной функции сводит на нет львиную долю сегмента протоколов о НТП с высокой стоимостью предметов правонарушений.

Вместо этого обратный эффект в случаях, когда работниками таможни при осуществлении совместных с СБУ, МВД и ГПУ мероприятий составляются протоколы о нарушении таможенных, по которым изымаются непосредственные предметы правонарушения. Начало хорошее: с перспективой на экономический эффект. Но дальше прогнозируемая эффективность меняется на банальную эффектность: работники указанных органов в рамках уголовных производств на основании постановлений следственных судей просто изымают предметы правонарушения.

Согласно санкции ч. 1 ст. 483 ТК Украины предусмотрено наложение штрафа в размере 100 процентов стоимости товаров - непосредственных предметов нарушения таможенных правил с конфискацией этих товаров. Поскольку товары изъяты, таможня направить в суд материалы дела о нарушении таможенных правил для рассмотрения в административном порядке не может. То есть вместо экономического эффекта имеем экономический "глухарь". Обычно такие дела долго блуждают бюрократическими коридорами, обрастают томами бумаг и экспертиз, а бюджету в очередной раз не везет.

Еще один интересный аспект из разряда "бега на месте". Речь идет о протоколах о НТП, которые составлены на основании ответов, полученных от таможенных органов иностранных государств на запросы таможни.

Здесь вообще грустно. Безупречно работает принцип "или султан умрет, или ишак сдохнет". Во-первых, ответы на запросы, в лучшем случае, идут долго, а во-вторых, даже если приходят, то оказывается, что воспользоваться ими нет возможности.

Суды такие дела о НТП считают не длящимися и закрывают производства в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности. Даже в случае, если вдруг ответ поступит очень оперативно, то вполне может оказаться, что компания больше не существует.

Серьезной проблемой является также отсутствие правового механизма принудительного взыскания штрафов по делам о нарушении таможенных правил с правонарушителей-нерезидентов. Здесь вообще Бермуды: в случае если на момент составления протокола о НТП отсутствуют товары для изъятия в счет обеспечения штрафа, что случается почти в 90% случаев, взыскать с лица-нерезидента наложенный штраф просто не реально.

Такой казус имеет место, несмотря на то, что проблематика четко регламентирована Таможенным кодексом: механизм взыскания предусмотрено ст. 542. Однако реализовать его на практике невозможно из-за отсутствия заключенных государством на международном уровне соответствующих двусторонних договоренностей.

Это так, только несколько мазков к портрету борьбы с контрабандой.

Некоторые из нас еще помнят те времена, когда были магазины конфиската. Не "все по 3", а настоящих конфискатов. В такие магазины, которые, кстати, пользовались бешеным спросом в эпоху глобального дефицита, таможенники направляли конфискованные товары сразу после определения их стоимости товароведом. Сегодня вопросами реализации занимаются подразделения принудительного исполнения решений областных управлений юстиции. В Украине накопились горы изъятых и нереализованных товаров, которые портятся и морально устаревают на складах, где хранятся тоже не "за красивые глаза".

Я не предлагаю вернуть эту функцию таможни. Я призываю компетентные министерства и ведомства урегулировать проблематику: подготовить нормативные заплаты, которые залатают эти дыры в бюджете. Профильная общественность готова присоединиться, приглашайте.