Какой должна быть таможня в современном государстве

10 сентября 2020, 14:00

Почему украинская таможня имеет план по сборам? План по доначислению платежей? В чем логика такого планирования?

Абсолютно естественно, когда в бизнесе ставятся цели, задачи, планы. Бизнес влияет на реализацию этого через маркетинг, через продвижение товара, обучение сотрудников и т. д. И в зависимости от того, как это сделано — план или выполняется или нет.

Видео дня

А таможня — это орган-статист. Сколько бизнес привез товаров — столько таможня обязана собрать налогов и сборов. Зачем правительство подписывает таможне планы по сбору? Когда ставятся планы, как в отделе продаж, они должны их выполнять — и вот тогда и начинается коррупция и давление на бизнес. Например, повышение таможенной стоимости, чтоб выполнить план.

Как пример можно рассмотреть как работает таможня в Китае. Таможня там максимально компьютеризирована, применяются последние технологии. К примеру — выписаны все алгоритмы рисков, и компьютер сам, автоматически выбирает, какой контейнер, какой груз поставить на контроль. Убран человеческий фактор. Но если этот риск высветился — никто не имеет права не выполнить проверку.

Это же совсем не сложно — выписать четкие алгоритмы, убрать человеческий фактор и этим эффективно пользоваться, минимизируя коррупционную составляющую.

Еще в 2009 году было предложение компаний-логистов: давайте сделаем API-интеграцию с таможней Китая. Китайская таможня дала согласие, что будет выгружать экспортные цели. Но до сих пор это не реализовано.

У нас 30−40 ключевых для Украины стран-импортеров, мы можем сделать всего 40 API-интеграций и получать необходимую таможенную информацию автоматически в момент отгрузки товара от таможни-отправителя. Благодаря этому можно убрать значительную часть проблем на таможне.

Мы удивляемся развитию Китая, а он просто имеет план развития на 50 лет вперед. И не меняет план каждый год, а только дополняет, обновляет, исходя из текущей ситуации. Нам также стоило бы согласовать единый план развития таможни, утвердить его всем представителям власти консенсусом и затем просто его реализовывать. А у нас получается так, что каждая новая власть хочет новый план реформы, хочет своего главу таможни, новые KPI. Так невозможно построить современную таможенную службу.

По мнению бизнес объединений для успешной реформы таможни необходимо реализовать несколько ключевых задач:

  • таможня должна стать максимально автоматизирована, в ней должен минимально присутствовать фактор принятия решений человеком, по образцу Эстонии, Сингапура, Китая;
  • обмен данными между таможнями основных стран-импортеров должен происходить в автоматическом режиме: это уберёт головную боль с индикативами на товары;
  • у таможни не должно быть плана по сбору платежей в бюджет, так как это государственный сервисный орган, а не самостоятельно создающий и генерирующий поступления в бюджет;
  • сотрудники должны иметь рыночные заработные платы, они не должны думать постоянно о том, где бы получить дополнительный заработок;
  • топ менеджеры таможенной службы должны набираться на открытых конкурсах, с участием в избирательных комиссиях экспертов и бизнеса.

Более года назад Минфином был наработан комплексный план реформы налоговых и таможенных органов, утвержденный распоряжением Кабинета Министров 542-р. В конце 2019 реформы Налоговой и Таможенной служб начали разворачиваться по плану: в частности, в Государственной таможенной службе Украины были проведены кадровые ротации руководителей таможен — руководящий состав был обновлен на 50%. Однако к началу 2020 года новых руководителей ГНС и ГТС были неожиданно уволены, и реформы остановились.

На заседании Национального совета реформ 30 июня 2020 года, в котором приняли участие представители всех ветвей власти — была согласована концепция комплексного реформирования таможни. Создание открытых таможенных пространств, повышение зарплат таможенников, модернизация инфраструктуры таможен, автоматизация и диджитализация таможенной системы — все это предусмотрено концепцией. Согласно документу, таможня должна отойти от бюрократических процедур и стать удобным сервисом для бизнеса. Реформа предусматривает усиление ответственности за нарушение таможенных правил и унификацию таможенных ставок.

Для реализации концепции Офисом простых решений были наработаны и направлены в Офис Президента и КМУ соответствующие проекты нормативно-правовых актов. С тех пор прошло уже больше месяца. Тысячи предприятий Украины, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, с нетерпением ждут принятия необходимых НПА. Отсутствие качественной реформированной таможенной службы годами искажает конкуренцию и приводит к недополучению государственным бюджетом, согласно расчетам аналитических центров, суммы от 60 до 90 млрд гривен ежегодно.

Представители бизнеса много лет ждут настоящей институциональной реформы таможенной и налоговой служб. Бизнес надеется, что многочисленные попытки провести реформу этих служб наконец то закончатся успешно, согласованная Нацрадой реформ концепция будет реализована и уже со следующего года заработают обновленные службы, будут реализованы все ключевые изменения, описанные выше.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X