Учебный год стартовал: что дальше?

21 сентября 2020, 14:40

Обучение в университетах и школах началось, и мы притихли в ожидании: что дальше? Придется ли через неделю-месяц снова уйти на карантин или удастся как-то дотянуть до конца семестра?

В США многие университеты открылись, и студенты приехали на кампусы, однако уже через несколько недель должны были или закрываться, или идти на самоизоляцию. Например, университет Нотр-Дам после вспышки коронавируса изолировался на две недели, и сейчас понемногу начинает восстанавливать работу.

Видео дня

Согласно информации «The Chronicle of Higher Education» (от 28 августа), 27% высших учебных заведений в США взяли на себя обязательства, прежде всего, преподавать в онлайне, 19% — преимущественно лично, 16% — предлагают гибридный формат, 6% — исключительно в интернете, а 24% — окончательно не решили. Как язвительно отмечает автор довольно провокационной статьи на Wired.com, что студенты — это избиратели, которые ждут, кто из кандидатов победит на дебатах.

Критикует автор и уровень подготовки и коммуникации американских университетов в условиях пандемии, и оставляет открытым вопрос, ответственно ли было возвращаться на кампус? «Аналогия так и напрашивается: менеджмент в высшем образовании ведет себя как группа студентов, которые не готовились к экзамену и пытаются выкручиваться и оправдываться, чтобы найти выход», — заключает он.

Нет правильного ответа, что лучше онлайн или оффлайн

Однако, меньше сарказма. Потому что для руководства решение действительно непростое. COVID-19 опустошил бюджеты университетов. Так по данным CNBC, некоторые высшие учебные заведения в США вынуждены временно закрыть университетские городки, или же предложить возврат средств студентам и одновременно инвестировать в средства онлайн-обучения. В целом, по прогнозам CNBC, в США под угрозой закрытия более сотни колледжей и университетов.

Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, университеты ищут различные способы продолжить обучение. Первую часть лета они провели в дискуссиях, как восстановить работу кампусов и учебный процесс, а сейчас все настороже — чтобы вовремя уловить сигналы опасности, когда все-таки придется закрыться и снова уйти на карантин, и одновременно избежать хаоса, который сопровождал закрытие университетов в марте.

Что же в Украине?

Должен отметить, что несмотря на карантин и экономические вызовы, в УКУ была довольно успешная вступительная кампания. Мы закрыли более 95% лицензионного объема, средний конкурсный балл поступающих вырос на 1,3 по сравнению с прошлым годом и составляет 189,2 балла, а 253 поступающих имели рекомендацию на бюджет в других учреждениях высшего образования, однако выбрали УКУ. Напоминаю, что наш университет — частное некоммерческое учебное заведение, которое не получает государственного финансирования, однако, благодаря поддержке жертвователей, предоставляет существенные скидки от полной стоимости на обучение нуждающимся студентам. В условиях COVID-19 нам удалось организовать достаточно удобные и безопасные условия подачи документов. Приемная комиссия работала в палатках на свежем воздухе, чтобы максимально защитить и студентов и работников.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В целом большинство украинских университетов в этом году на отсутствие абитуриентов не жалуются, однако это не потому, что мы такие успешные, а скорее из-за того, что студентам в этом году не хватает альтернативы. Из-за карантина многие отложили решение об обучении за рубежом.

Однако конкуренты уже наступают на пятки. Например, Google объявил, что в скором времени планирует открыть свой университет. Всего за полгода и небольшую плату студент может получить базовые навыки и знания, чтобы начать работу в компании. Можно на это смотреть скептически, ведь такой формат не заменит полноценного образования, которое дает не только быстрые знания и навыки, а собственно формирует личность. Но предположим такой сценарий — много международных вузов объединятся и в скором будущем студенты смогут слушать курсы по выбору в различных университетах, обучаясь с лучшими студентами со всего мира, составлять свою индивидуальную программу и так получать диплом.

Так, в университет поступили, а что дальше? Мне кажется, что ни родители, ни первокурсники, пока не слишком задумываются, каким будет этот учебный год. Получили заветный студенческий билет, поэтому цель достигнута. Однако мой совет — начните же интересоваться. Если такой информации в вашем учебном заведении не хватает — спрашивайте.

Мы еще в июле провели опрос среди студентов и преподавателей, и большинство все же заявили о готовности выйти на кампус. Когда же учебный процесс в августе стартовал, некоторые группы заявили о желании полностью перейти в онлайн, некоторые пытаются сочетать физическое присутствие на парах и обучение в интернете. Главное — и преподаватель, и студент имеет выбор.

Недавно у нас был интересный случай в Бизнес-школе УКУ, когда участник программы через два часа после лекции встал и говорит: «Зачем я пришел в аудиторию, если все это могу слушать в онлайне? К тому же вы обеспечиваете такую возможность». И студентам, и преподавателям нужно время, чтобы осознать, что теперь есть такая альтернатива. Все к этому постепенно приходят, даже те скептики, которые считали, что обучения в онлайне не бывает.

Однако смешанное обучение — это большой вызов не только для студентов, но и для преподавателей и менеджмента университета. Это, так сказать, высший пилотаж, чтобы технологически и методологически преподавать и для тех, кто в аудитории и для тех, кто в онлайне. Я горжусь тем, что в УКУ мы замахнулись на этот уровень. Онлайн-курсы сейчас стали популярными, но и ожидания к ним будут расти, на рынке большая конкуренция и надо делать очень качественный продукт.

Модель на этот учебный год надо искать, она будет непростой для всех, и потребует много времени и усилий. Придется идти на определенные жертвы. Например, в УКУ едва ли первоочередной задачей для себя мы ставим интеграцию студентов, чтобы перезнакомить различные курсы и программы между собой через выборочные дисциплины, мировоззренческое ядро, совместное проживание на кампусе и тому подобное. Каждый студент находится в своем пузырьке, и мы всегда стараемся эти пузырьки миксовать. Однако, из-за коронавируса нам пришлось принять непростые решения, которые затрудняют наш путь к миссии: ограничить общение между курсами и программами, закрыть кампус для внешних посетителей. Нас за это критикуют, но сейчас безопасность на первом месте.

Большинство украинских университетов в этом году на отсутствие абитуриентов не жалуются, однако это не потому что мы такие успешные, а скорее из-за того, что студентам в этом году не хватает альтернативы.

В который раз повторю ту кризисную «мантру» — вызовы, связанные с онлайном, надо превратить в возможности. И двигателем этих изменений может стать каждый. Например, студент в университете или предприниматель, который учится в бизнес-школе, может собрать свою группу друзей или рабочую команду, чтобы вместе учиться, обсуждать, работать над задачами. От каждого из нас зависит, насколько мы готовы драйвить этот процесс. Помню, в свое время мы с командой LvBS учились на курсе Адриана Сливоцкого и раз в неделю должны были собираться для работы над задачами. И скажу вам, это было непросто, ведь тогда мы имели еще десяток альтернативных мероприятий, куда можно пойти. Сейчас альтернатив гораздо меньше, а встретиться, чтобы поучиться, даже виртуально — хорошая идея, и это гораздо эффективнее, чем учиться в одиночку.

Еще в марте для многих карантин выглядел временной проблемой на две недели или два месяца. Однако COVID-19 кардинально изменил образовательный ландшафт. И сегодня мы всем глобальным образовательным сообществом должны полностью переосмыслить ценность различных форматов образования.

Потому что нет правильного ответа, что лучше — онлайн или офлайн. Суть в том, что все меняется, и мы должны это принять и учиться жить в новой реальности, даже если нам не все нравится. Ведущие образовательные учреждения движутся к гибридной форме, поэтому тем, кто еще не начал этот процесс, стоит поторопиться. Например, студия онлайн-образования Edera предлагает курсы для учителей, педагогов и руководителей школ по внедрению гибридного обучения. А в конце сентября стартует курс для преподавателей и администраторов университетов.

Вполне возможно, что в следующем году не все студенты захотят возвращаться в университет. Из дома или в малых группах с друзьями им будет учиться комфортнее, эффективнее и они будут иметь гораздо больше возможностей, потому что научились работать именно в таких условиях.

Будет большая часть людей, которые разовьют новые навыки, будет часть преподавателей, которые захотят двигаться вперед и смогут ввести гибридное обучения. А будут и те, кто не сможет перестроиться. Но будет интересна для наших клиентов 45-минутная лекция в аудитории или в Zoom? Думаю, пора осознать, что будущее, даже если мы вернемся к более привычным условиям жизни, будет уже другим.

Новые вызов различного формата являются глобальными, они не касаются какой-то отдельной страны, так переждать не получится. Масштаб этой пандемии — хорошая возможность для всех нас, чтобы переосмыслить, что действительно важно в нашей жизни и вернуться к базовым ценностям. Однако, уловим ли мы этот сигнал Вселенной, от которого зависит наше будущее?

Показать ещё новости
Радіо НВ
X