Как Brexit затронет интеллектуальную собственность украинского бизнеса

9 октября 2019, 15:00

Как не потерять свои торговые марки и патенты, когда Британия выйдет из ЕС

Которая неделя в Европе проходит под знаком Brexit. Верховный суд Великобритании начал заслушивать аргументы о том, были ли мотивы премьер-министра Бориса Джонсона и решение о приостановке работы парламента законными. Ситуация беспрецедентная. И от вердикта будет зависеть ход дальнейших событий. Тем временем бизнес просчитывает все возможные варианты и предпринимает шаги для минимизации негативных последствий «брексита». А он затронет не только британские компании, но и украинский бизнес. Среди прочего — повлияет на его интеллектуальную собственность.

Видео дня

Интеллектуальный background

Охрана большинства IP-объектов имеет территориальный характер. В этом контексте украинские менеджеры озадачены рядом вопросов. Например, если у бизнеса зарегистрирована торговая марка ЕС или получен патент Европейского патентного офиса на изобретение, будет ли распространяться «европейская» охрана на них в Великобритании, после ее выхода из ЕС? И как это повлияет на поставки продукции? А если у компании зарегистрирован на британское представительство и раскручен домен в зоне .EU? Останется ли он за нерезидентом? И хотя местами ситуация остается крайне запутанной, в целом план действий на ближайшую перспективу уже очевиден. Во избежание драматического исхода в будущем.

ТМ и дизайн по-английски

В ЕС параллельно существуют две системы регистрации ТМ и дизайнов: национальная и региональная. Зарегистрированные объекты действуют на территории 28 стран единой Европы. Скорее всего, они будут трансформированы в отдельные ТМ и дизайны Великобритании без дополнительной платы. Но бизнесу стоит принять во внимание, что с момента конвертации данные ТМ Великобритании будут независимы. И их нужно будет продлевать отдельно от ЕС.

Кроме того, дабы не попасть под процедуру досрочного прекращения действия ТМ по причине того, что марка не используется, желательно использовать ее для индивидуализации своей продукции, услуг именно в Великобритании. Аналогично, если ТМ использовалась только в Великобритании, то целесообразно использовать хотя бы в одной из стран ЕС. Во многих странах, включая Украину, правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно, если ТМ не используется в течение пяти лет.

В-третьих, бизнесу придется пересмотреть контракты на соответствие формулировок о территории новой реальности. Например, если компания использовала ТМ по лицензионному договору на территории всех стран-участниц ЕС, то с даты Brexit, у нее не будет права использовать ее в Туманном Альбионе.

А что делать тем, кто только подал документы на регистрацию ТМ ЕС и до момента Brexit она не будет зарегистрирована? У них будет девять месяцев для подачи заявки на регистрацию этой же ТМ в Великобритании. Но, уже не бесплатно. Потому, если сейчас планируете подать заявку на регистрацию ТМ ЕС, но планируете работать и на британском рынке, то целесообразно уже подавать две отдельные заявки. Аналогичные правила будут применяться и к дизайнам.

Патентование изобретений

Сегодня у лиц, желающих запатентовать свое изобретение — от канцелярских скрепок до гибкого дисплея и AR-гарнитуры — в одной или всех странах ЕС, есть две опции. Первая — подача заявки в ведомство той страны, которая его интересует. Например, Германии, Франции, Польши, Великобритании. Вторая — заявка в Европейский патентный офис, патент которого автоматически действует на территории ряда стран, в том числе — в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии и Великобритании. Поэтому счастливые обладатели европейского патента не должны ощутить на себе последствия Brexit.

Тем не менее, фармацевтическому бизнесу стоит отдельно мониторить возможные изменения в сфере патентования биотехнологий и выдачи лицензий.

Процедура патентования изобретения в Великобритании длится около 5 лет

К слову, процедура патентования изобретения в Великобритании длится около 5 лет.

Слева по курсу

Итак, если украинская компания намерена экспортировать или уже поставляет свою продукцию в ЕС и, в частности, в Великобританию, ей необходимо актуализировать список стран присутствия и IP-объекты — будут ли это только торговые марки, которые must-have для большинства бизнесов, или же в планах, например, масштабирование изобретений.

После чего сверить с реестром уже зарегистрированных или поданных на регистрацию объектов и оценить, нужно ли подавать дополнительные заявки или трансформировать их в британские. Отдельно — пересмотреть лицензионные договоры и обратить особое внимание на описание территории использования ТМ, а в случае необходимости — связаться с контрагентом для подписания дополнительного соглашения. Впрочем, важно пересмотреть и дистрибьюторские, и дилерские договоры.

Еще одна сторона вопроса — договоры о сосуществовании. Многие компании, выходя на рынок той или иной страны, сталкивались со схожими ТМ. Обычно сценариев у компании было несколько: отказаться от регистрации ТМ, оспорить регистрацию ТМ, договориться с владельцем «близнеца», ограничить рынки использования ТМ и т. д. В последнем случае, как правило подписывался coexistence agreement, где две стороны договаривались о возможности регистрации ТМ и устанавливали правила использования и территориальные обязательства. Brexit вынуждает пересмотреть соответствующие договоры.

Что касается доменов в зоне .EU, то уже опубликован так называемый Brexit Notice, который описывает, в каких случаях может быть зарегистрирован домен верхнего уровня для ЕС. Его владельцами могут быть только резиденты ЕС. Соответственно, резиденты Великобритания в результате из-за выхода из ЕС теряют право на получение домена и «европейскую прописку».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X