Мы в фокусе. Как бизнес в Польше борется за украинского клиента

21 мая, 09:05
Цей матеріал також доступний українською

Наши соотечественники влияют на экономику Польши. Местные компании это поняли и пытаются привлечь максимум украинской аудитории

Недавно я побывала на презентации польской исследовательской компании ISQ о мире сегодняшних 35−55-летних поляков и знаковых событиях, которые пришлось пережить этому поколению. В презентации были собраны ключевые события периода 1989 — 2018, которые повлияли на формирование их мировоззрения и быта: начало реализации плана Бальцеровича в 1989, открытие первой IKEA в 1990, нобелевская премия Виславы Шимборской в 1998, вхождение в НАТО в 1999, появление первого онлайн mBank в 2000, начало массовой эмиграции поляков в страны ЕС в 2004, появление Rayanair в 2005, вступление в зону Шенген в 2007, смоленская катастрофа в 2010, проведение ЕВРО 2012 совместно с Украиной и победа PiS на парламентских выборах в 2015.

В 2018 году украинцы заняли второе место в рейтинге «50 наиболее влиятельных людей польской экономики» по версии Dziennik Gazeta Prawna. Они расположились между премьер-министром Матеушем Моравецким и президентом Польши Анджеем Дудой.

Но 2015 год был отмечен как знаковая веха на историческом пути современных поляков еще и по другой причине — это период массовой трудовой миграции украинцев в Польшу. Настолько массовой, что в 2018 году украинцы заняли второе место в рейтинге «50 наиболее влиятельных людей польской экономики» по версии популярного издания Dziennik Gazeta Prawna. Они расположились между премьер-министром Матеушем Моравецким и президентом Польши Анджеем Дудой.

Точное количество украинцев, которые живут и работают в Польше сегодня, установить не так просто. Предположительно речь идет о двух миллионах человек. Но ни у кого нет сомнений, что сейчас в Польше — это самая многочисленная национальная группа после поляков. Она составляет более 10% трудового населения и тратит в Польше на товары и услуги ежегодно более 2 млрд злотых.

Адаптироваться к факту, очерчивающему новую реальность, пришлось не только приезжающим украинцам, но и принимающим полякам и их бизнесам. Они оперативно распознали новый потенциальный источник доходов и один за другим начали готовить специальные предложения для украинских потребителей.

Первыми в борьбу за украинского клиента включились мобильные операторы. Второй по размеру оператор Play, оценив потенциал этой аудитории, пригласил в 2017 стать лицом рекламной кампании рок-группу «Океан Эльзы», которую, кстати, любят и поляки, и сорвал джек-пот. Именно тогда впервые на национальных телеканалах Польши зазвучала реклама на украинском. Польский мобильный оператор Plus в 2019 пригласил для этих целей певицу Джамалу. Рекламные ролики запустили в телеэфирах, на бигбордах, в социальных сетях двух стран. Сегодня почти все операторы имеют специальные предложения для граждан Украины. Например, Play, предлагает «Дешевые звонки в Украину», а Heyah — «Избранные номера в Украину». В течение определенного времени оператор Orange утверждал, что не планирует выделять в особую группу украинцев, живущих в Польше, предлагая всем клиентам одинаково выгодные условия. Но с конца 2017 года в салонах Orange появились открытки на украинском языке, с информацией о предложениях, которые наилучшим образом могут удовлетворить потребности украинцев в Польше.

Реклама польского мобильного оператора в экспрессе Перемышль-Киев
Реклама польского мобильного оператора в экспрессе Перемышль-Киев / Фото: НВ Бизнес

Не отстает и польская почта — там запустили услугу «посылка Украина плюс» (paczka Ukraina Plus), которая гарантирует доставку на указанный украинский адрес (кроме районов охваченных военными действиями) за 7 рабочих дней.

Со временем к этим первопроходцам присоединились и банки, которые сейчас:

выпускают брошюры на украинском языке;

в большинстве своем уже запустили горячие линии с украинскими операторами;

нанимают в некоторые отделения украиноязычных сотрудников;

переводят странички своих сайтов, а также всю документацию, необходимую для подписания договоров для открытия счетов;

предлагают скидки на языковые курсы при условии оплаты через их систему онлайн или мобильного банкинга;

предлагают акционные периоды бесплатного перевода денег в Украину.

Некоторые из банков заявляют, что теперь для открытия счета требуется только паспорт.

В этом сегменте, вероятно, сорвет джек-пот тот банк, который первый предложит услугу по переводу денег между Украиной и Польшей, которая по тарифам сможет состязаться с международными системами переводов и водителями автобусов, интенсивно курсирующими между странами.

Кстати, о транспорте. Со Львовского вокзала ежедневно в сторону Польши отъезжает около 40 автобусов. Количество новых маршрутов из Украины в Польшу неизменно растет с обоих сторон: не так давно «Укрзализныця» запустили новые поезда по маршруту Киев-Перемышль (через Тернополь и Винницу), Одесса-Перемышль и Ковель-Хелм. Польский автобусный перевозчик Polski Bus также расширяет карту сообщений с украинскими городами. Сайты большинства перевозчиков давно функционируют на двух языках, а рекламные листовки, которые часто в них раздают, детально информируют о расписании и возможных акциях также в польско-украинской версии.

Для удовлетворения потребностей самого многочисленного сообщества иностранцев в стране на польском телевидении и радио появляются программы на украинском языке. Более того, на официальных порталах городов, например, Познани, украинцы могут получить необходимую информацию уже на родном языке. Кстати, познаньская власть планирует до конца марта добавить украинский язык в меню местных билетоматов, а варшавская справилась с этим несколько месяцев ранее.

Польская сеть продовольственных магазинов «Biedronka» удивила лояльностью к украинским покупателям. В ответ на увеличившееся количество украинцев, которые являются не только рабочей силой, но и клиентами магазинов, здесь появились «недели украинских товаров», внутренняя газета с ценами и горячими предложениями дублируется на украинском языке. Сеть супермаркетов «Carrefour» организовала специальные «украинские полки», на которых уже представлено около 40 продуктов украинских производителей.

Меньшие компании стараются не отставать от общих тенденций. Например, некоторые польские автомобильные школы создают отдельные группы и онлайн курсы с украинским языком обучения. Все чаще начинают появляться заведения общественного питания с украинской кухней и магазины, в которых торгуют исключительно продукцией из Украины. Увидеть продублированное на украинский меню в дорогом ресторане — уже почти не удивительно, как и не удивляет возможность посмотреть фильмы в кинотеатрах с украинским переводом.

Повсеместно открываются языковые курсы для украинцев, а нанимающие квалифицированных работников работодатели иногда эти курсы готовы даже оплачивать.

Роль украинцев в экономике Польше растет с каждым годом. На презентации, о которой я упоминала в начале, польские коллеги также обсуждали и такой вопрос: приезжающие сюда украинцы, спустя 3−4 года адаптации становятся все более конкурентоспособными. Ведь они знают не только польский, но и украинский и русский языки, а также имеют другое профильное образование, часто высшее, по которому не могут работать в Польше. Но это лишь пока.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал