Юридический Uber и адвокат в смартфоне — новая реальность

28 апреля 2021, 07:30

Экономика совместного потребления и автоматизация добрались до наиболее консервативной отрасли.

Милениалы, то есть люди в возрасте от 20 до 35 лет, неохотно обращаются к адвокату или в юридическую контору лично. Пользователи все чаще хотят решать юридические проблемы онлайн в своем смартфоне. Это ниша, которую могут занять LegalTech-сервисы: некие Uber-образные площадки. Маркетплейсы юридических услуг могут сортировать запросы клиентов и соединять их с адвокатами. Можно сказать, что сейчас юридический рынок переживает уберизацию.

Видео дня

Как новаторы отвоевывают консервативный рынок

В своей известной работе «Дилемма инноватора» Клейтон Кристенсен изложил теорию подрывных инноваций. Автор предполагает, что изменения на рынке происходят, когда новые игроки предоставляют дешевые оптимизированные услуги в нижнем ценовом сегменте. Стартапы предлагают более дешевые альтернативы товара или услуги, которые отвечают потребностям и платежеспособности «нижнего сегмента». Давние солидные компании обычно отказываются от борьбы за этот рынок, переключаясь на охват более платежеспособных клиентов.

Но постепенно новаторы, снижающие цены и адаптирующие продукт под нужды клиентов, начинают захватывать все больший сегмент рынка. Консервативные игроки постепенно вытесняются, а стартапы приходят вести борьбу на их поле, вооруженные арсеналом услуг с лозунгом «Just enough». Они продвигают продукт, который минимально удовлетворяет потребности клиентов без лишнего сервиса и дополнительных дорогостоящих «фишек».

В США даже состоятельные клиенты десятилетиями жалуются на высокую стоимость услуг и на то, что фирмы часто нанимают помощников адвокатов для выполнения задач, которые могут быть автоматизированы. Что уж говорить о прослойке общества с низкими доходами, не имеющей свободных средств, чтобы нанять адвоката (даже если последствия юридических проблем могут быть ужасными). Подход «just enough» позволяет снизить расходы и оптимизировать поиск юриста путем подключения узкоспециализированного профессионала только при необходимости.

Развитие инструментов в концепции sharing economy и автоматизация работы адвокатов улучшит доступ к правосудию для людей с низким и средним доходом во всем мире. Кроме того, инновационные способы предоставления юридических услуг, вероятно, также откроют новые возможности для адвокатов.

Адвокат по требованию

Например, испанский сервис elAbogado помог рассмотреть около полумиллиона запросов клиентов в онлайне. Конечно, содержать 500 тыс. юристов в штате для обслуживания запросов просто невыгодно. Поэтому сервис автоматически определяет, является ли дело гражданской, уголовной или это проблема налогового характера. Затем алгоритм пытается понять, насколько проблема серьезная, и нужно ли подключить юриста, или же будет достаточно оказания правовой консультации ботом.

Если инструмент умеет распределять запросы между узкоспециализированными юристами, логично, что дело будет направлено адвокату с большим опытом в этом вопросе. Специализированный профессионал выполнит работу эффективнее, чем юрист, который впервые сталкивается с подобным делом. Узкая специализация делает работу выгодной и для самих юристов — алгоритм обработки уже отточен, так что тратится меньше времени. Как и в случае с приложением Uber его аналогами), запрос на поездку адресуется водителю с самым высоким рейтингом, который находится неподалеку от пассажира.

Демократизация цены

Иногда люди не могут позволить себе услуги адвоката, но такие клиенты могли бы купить правовую помощь, если бы она была автоматизирована и стоила бы демократичнее.

В Украине услуги личного адвоката, который бы постоянно отслеживал иски и другие подобные инциденты, могут себе позволить только владельцы бизнеса, топ-менеджеры, политики и медийные персоны. Рядовые украинцы часто даже не задумываются о так называемой персональной юридической безопасности. Во времена, когда черные нотариусы орудуют практически безнаказанно, а судам нередко не удается сообщить об исках по почте — под угрозой каждый, кто не мониторит государственные реестры.

В самый неожиданный момент аэропорту при вылете за границу или при заключении сделки купли квартиры) может возникнуть проблема юридического характера. Для того чтобы в автоматическом режиме мониторить «юридические» новости о себе, можно воспользоваться автоматизированными онлайн-сервисами.

Оптимизация работы юристов

Многие из водителей одновременно предлагают свои услуги через сервисы Uber, Bolt, Uklon. Когда поступает запрос в одном из приложений, водители начинают поездку и отключают другие программы. Такие таксисты используют свое время максимально эффективно благодаря различным инструментам.

Продолжая аналогию: продвинутые юристы используют технологии для привлечения клиентов, а также для оптимизации процесса работы. Инструменты позволяют быстрее обслуживать клиентов (используя поиск релевантных документов, изучая работу судей и т. д.).

Юристы тратят много времени на «неюридическое работу»: поиск клиентов, маркетинг, переписка с потенциальными заказчиками. Неюридическая работа, на которую юрист тратит время еще до того, как клиент подписывает договор, составляет до 40% расходов. В эту сумму входят: маркетинговый бюджет на продвижение во время мероприятий, реклама и административные расходы.

Другая сторона автоматизации юридической практики касается непосредственно «юридической работы». Юристы-фрилансеры работают в одиночку, но не без помощников: LegalTech-сервисы и платформы значительно упрощают их работу.

Безусловно, использование технологий не означает замену юристов искусственным интеллектом, как многие предполагают. Сегодня это в большей степени передача на аутсорсинг тех рутинных функций, которые могут быть выполнены автоматически (пусть и прогрессивными алгоритмами).

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X