Научены войной. Что на самом деле значит быть гибким и адаптивным

20 октября, 09:22

Мы жили в эпоху нестабильности до наступления пандемии. Но COVID-19, а затем и полномасштабное вторжение, умножили эту нестабильность на сто. Вся управленческая теория, которую раньше изучал менеджмент и бизнес, ушла в прошлое.

Если раньше актуальны были стратегии развития на пять или десять лет вперед, то сегодня никто не позволит себе горизонт планирования даже на год. Реальность меняется с такой скоростью, что в бизнесе самым важным становится умение быть адаптивным и гибким.

Видео дня

Как быть адаптивным и гибким?

1. Социально-ориентированный бизнес

Учитывая, что Украина находится в состоянии полномасштабной войны почти восемь месяцев, ориентировать свой бизнес на помощь армии и социально незащищенным слоям населения не только человечно, но и полезно для бизнеса в долгосрочной перспективе. Отчисляя часть прибыли на финансовую поддержку армии, бизнес работает на свою защиту.

Сегодня сознание большого количества украинцев выросло до понимания того, насколько мы взаимосвязаны друг от друга. Мы имеем возможность работать, лечить больных и учить детей, продавать и покупать кофе, одежду, услуги связи или книги только потому, что именно в эти минуты кто-то рискует своей жизнью и защищает каждого из нас. Мы должны держать надежный тыл — и ради армии, и ради будущего целой страны. С другой стороны, большое количество клиентов бизнеса разделяют те же ценности и убеждения, что клиент и бизнес на одной волне, придаст уважения и доверия, а приверженность бренду укрепится на годы. Нейтральность и молчание может снизить доверие к бизнесу.

Для части украинских проектов социальная ответственность является осознанным выбором, основанным на ценностях. К примеру, если мы с командой 10 лет работаем над качеством украинского образования, понятно, что наша осознанная задача сегодня — держать фокус на этом направлении.

Другая часть бизнеса присоединяется к социальной активности посредством расчета. Например, какие-то бренды покинули россию сразу же после вторжения в Украину из-за моральных принципов. Другие же только после давления общественности, поняв, что теряют клиентов и репутацию.

Кто-то из украинских бизнесменов и политиков сразу присоединился к помощи армии. А кто присоединился тогда, когда увидел для себя в этом дополнительные возможности. Но какие бы мотивы ни привели бизнес к этому решению, сейчас четкая политическая позиция и активная помощь пострадавшим из-за войны войны или армии являются лучшим примером адаптации к реалиям.

2. Быстрый подхват трендов

Когда-то Instagram начал стремительно набирать популярность и становиться все более популярной социальной сетью. При этом какая-то часть брендов начала создавать там свои страницы, другие же критиковали и перечисляли минусы Instagram. В конце концов выиграли первые. Ведь смогли превратить в своих клиентов миллионы пользователей социальной сети.

Сегодня похожая ситуация происходит с другими приобретающими популярность платформами. Большое количество бизнесов иронизирует и игнорирует TikTok. При этом успешные бизнесы, которые поняли необходимость быстрой адаптации, активно там экспериментируют, повышают лояльность своему бренду и находят новых клиентов. Например, страница Duolingo имеет в TikTok 4.8 миллионов фолловеров и 96 миллионов лайков. Они не только снимают смешные видео, быстро реагируют и адаптируют тренды к своему бизнесу, но и пишут остроумные комментарии.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Писатели, врачи, предприниматели, зоопарки и библиотеки активно используют TikTok для повышения продаж своих товаров или услуг. Вряд ли пять лет назад лоукостер Ryanair планировал снимать видео в TikTok и учитывал это в своем бизнес-плане. Тогда ничего не обещало всемирного локдауна, сделавшего банкротами большое количество авиакомпаний, а затем и энергетического кризиса, который делает невозможным держать цены на билеты такими же низкими, как это было раньше. Но благодаря адаптивности, компания до сих пор позволяет путешествовать миллионам пассажиров.

Так что бизнесу стоит спросить себя, что именно привлекает внимание их клиентов, пока те едут в метро, сидят вечером на диване с планшетом или стоят в очереди с телефоном в руках — и направить силы туда, чтобы регулярно о себе напоминать и общаться со своими клиентами на их языке.

Украинские бренды также овладевают популярными платформами. Например, магазин женской одежды Must have попал в рекомендации и набрал наибольшее количество просмотров благодаря видео, демонстрировавшим совсем не платья или новые осенние аутфиты. Популярность странице принесло видео, на котором демонстрировались ответы магазина наглым россиянам, присылавшим грубые сообщения украинскому бренду. Пользователям социальной сети понравилось, как остроумно отвечал на такие сообщения магазин украинского бренда.

Другим примером точной реакции на реалии стали сообщения Розетки, Укрпочты, АТБ, Новой Почты и других брендов на взрывы в Крыму. Тогда в Twitter начался тренд, где бренды один за другим размещали свои логотипы на фасад «Ласточкиного гнезда» в Ялте. Пользователи социальной сети понравились эти шутки и они мгновенно распространили их.

3. Больше свободы работникам

Кроме того, лидер должен быть максимально гибким и адаптивным, его команда должна чувствовать свободу для генерации новых «сумасшедших» идей и реализации их без сложной процедуры согласования с руководством. Здесь обязательное условие — демократический лидер, профессиональная и ответственная команда и доверие в коллективе. СММ-менеджер, например, должен быть уверен, что его не уволят за быстрый и остроумный комментарий, который может быть достаточно провокационным.

Стабильность осталась в прошлом, но это имеет свои преимущества. Это значит, что новый бизнес может стать более популярным быстрее, отреагировав на запросы общества. Бизнес вынужден адаптироваться быстрее, а значит клиенты будут получать то, что хотят быстрее. Чтобы выстоять в этом безумном потоке перемен важно постоянно учиться, экспериментировать, любить и чувствовать своих клиентов, верить в нашу победу и быть социально ответственным. Тогда успех обязательно станет наградой за адаптивность и гибкость.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X