Бизнес-авангард. Как инновациям выиграть битву против системы

17 мая 2019, 13:30

Обо что споткнется внедрение инноваций в вашей компании. Pfizer, Disney, Duco – как удалось им

Инновации способны придать огромное ускорение развитию бизнеса или вывести его на качественно иной уровень. Однако принятие решения о будущих внедрениях, которые сулят революционный эффект, не всегда простое. Важно, во-первых, помнить о том, что внедрение ‒ трудоемкий процесс, о “скалы” которого разбилась не одна прекрасная и стоящая идея. Во-вторых, к изменениям должен быть готов не только инициатор, но и команда. В-третьих, тот самый инициатор не всегда может и должен быть ответственным за внедрение. Эти процессы требуют как специфических навыков, так и “кровной” заинтересованности ответственного. Так что присказка “кто придумал, тот и делает” часто может сыграть злую шутку.  

Видео дня

По словам Джока Пертла, бизнес-эксперта и основателя Digital Exits (компании, специализирующейся на продаже онлайн-бизнесов), компаниям важно не просто реализовывать время от времени какие-то новые решения, а быть в условном “авангарде”. Но такое состояние возможно только при условии внутренней культуры, которая способствует возникновению вопросов, стимулирует интерес и желание у сотрудников меняться. Без таких характеристик корпоративной культуры очень сложно будет "продвигать" инновации. Так как битва “против системы” особенно в крупных устоявшихся и, тем более, разрозненных корпоративных структурах – это почти всегда верное поражение.

Уже немало работы было проведено мировым бизнес-сообществом в направлении изучения инноваций как таковых и всего сопутствующего шлейфа процессов и особенностей. Много примеров и советов на эту тему дали спикеры конференции, проходившей в Израиле  Roadtrip TLV. Самые интересные из них приведены ниже.

Мысль о том, что все хотят, готовы и физически способны внедрять в своих компаниях инновации, – очень обманчива

Палки в колеса инноваций 

Мысль о том, что все хотят, готовы и физически способны внедрять в своих компаниях инновации, – очень обманчива. На пути к изменениям всегда есть сопротивление, отрицание, страх перемен/неизвестности, нарушения какой-никакой стабильности/выход из пресловутой зоны комфорта, а также несколько других не менее важных преград, которые рассмотрим несколько детальнее.

К барьерам относится занятость основной работой, которая не позволяет выделить достаточное время на продумывание и внедрение новшеств без ущерба для зоны ответственности занимаемой должности. И это вполне стандартная ситуация, которую все же нужно менять (наряду с отговорками по типу: учиться? – у нас слишком много работы). Причем время найдется только тогда, когда людям будет понятна значимость и ценность изменений, как они реально помогут им в работе или в целом предприятию.

Скептицизм vs Диалог. Преградой является и скептицизм, когда от человека, отвечающего за инновации, чего-то ожидают, следят, чего он там намудрит. Но так система не работает. Чтобы преодолеть скептицизм, нужно сначала сформировать запрос от отделов или сотрудников, понять, что нужно изменить и как это измерять. Если для преодоления предыдущей преграды компания решила ввести новую штатную единицу – “менеджер по внедрению инноваций”, то он не обязан никого развлекать. Он должен работать в соответствии с потребностями компании и даже пропаганда, в самом лучшем значении этого слова, как инструмент развития сознания сотрудников ему также в помощь. И важно то, что в любых инновациях должен быть построен диалог. Иначе ничего не получится. Даже если вы сделали рассылку, провели совещание, объясняющее потребность в конкретной инновации, это совершенно еще не означает, что вас услышали. Только диалоговая модель коммуникации поможет вам избавится от айсбергов, ожидающих вас за следующим витком планируемого  внедрения.

Инновации в действии: примеры лучших

Решающим фактором для успеха внедрения любой инновации является то, какая команда – насколько профессиональная, зажженная, амбициозная, а самое главное – вовлеченная будет это делать. И тут есть несколько секретов.  

Pfizer 

Одна из крупнейших в мире фармацевтических компаний родом из США – Pfizer – предлагает: “Дерзай пробовать”. И она не просто об этом говорит, но и показывает, как надо. Менеджмент компании решил поэкспериментировать с новшествами. Они испытали несколько форматов того, как находить людей, которые будут внедрять инновации. Это был специальный рекрутинг людей внутри самой компании в разных вариациях. 

Первым был подход, когда сотрудники сами определяли себя новаторами в каком-то направлении и пытались достичь нужного результата. Однако конверсия оказалась низкой. Второй была идея, где менеджеры выбрали людей, которых они считали новаторами, и поручали им задачи. Результат тоже оказался далеким от идеала, хотя несколько лучше, чем первый. В итоге у Pfizer нашли путь, как определять инноваторов под конкретную задачу. Сначала проходил отбор заинтересовавшихся людей, затем их объединяли в рабочую группу, а после даже формировали подразделение. Именно таким способом компании удавалось найти наиболее эффективный состав инноваторов, способный найти главное в любых новшествах – идею. Из таких ребят была создана внутренняя “субкультура”, со своим каналом коммуникации и со своей культурой. И что особенно интересно, даже меняя работу люди оставались членами этого сообщества.

Бывает выгодно реализовать одну из пятидесяти идей, потому что она покроет все затраты, еще и даст плюс как в финансовой, так и в культурной стоимости, ценности компании

Важно еще одно. По опыту Pfizer, из инновационных групп могло поступить 50 идей, а реализовывалась лишь одна, но какая! И, по скурпулезным финансовым подсчетам,  ради этого стоит содержать целый отдел. Бывает выгодно реализовать одну из пятидесяти идей, потому что она покроет все затраты и на отдел, и на внедрение, и на тестирование, еще и даст плюс как в финансовой, так и в культурной стоимости, ценности компании.   

Disney 

The Walt Disney Company также не сделали открытия, когда решили, что самое важное как в работе компании в целом, так и в инновациях – это сотрудники. Однако среди них очень важно сформировать культуру сотрудничества, коллаборации. Иначе нужного результата достичь не удастся. Причем у Disney есть одно интересное и, судя по всему, эффективное правило: проектные команды должны быть с четкой иерархией и состоять максимум из 9 человек (даже лучше – 7∓2). И неважно – в компании работает 70 человек или 4 тысячи, приемлемым является только такое количество участников группы (законы социальной психологии никто не отменял).  

Disney использует при внедрении инноваций и другие принципы. Один из них, наверное, исходит от сферы деятельности компании и заключается в том, что во всем нужно применять креативный способ мышления. Они создают коллажи, рисуют, применяют воображение, чтобы представить, как все будет выглядеть в будущем, каким должен быть результат. Также на пути к цели важно с ней ужиться, срастись  – много думать и рассказывать о ней при любом уместном случае, рисовать на бумаге. Таким способом формируем мышление, будто цель уже достигнута. Можно заранее использовать проверку на экологичность, чтобы упредить будущие шероховатости.  

Duco

В международной компании Duco, которая занимается консалтингом в области управления и маркетинга, руководствуются в работе известным всем Законом Парето – 80/20. При чем он проявляется в разных направлениях: 80% жалоб генерируется 20% потребителей или 80% прибыли генерирует 20% клиентов. Понимая этот закон, сотрудники иначе относятся как клиентам и их потребностям, так и к собственным идеям. 

Возвращаясь к инновациям. Часто в проектах случается так: уже все спланировано, бюджет сформирован, но тут кто-то приходит с идеей. Зачем все переделывать, причем не факт, что идея успешна? Однако может оказаться, что это одно маленькое предложение, которое, на первый взгляд, уже ни к чему, запомнится клиентам и попадет в 20 решающих процентов. Потому в Duco настаивают, что очень важно не отбрасывать идеи сотрудников, даже если они кажутся нерациональными, запоздавшими или несвоевременными. 

20% правильных вопросов обеспечивают 80% ценности идеи

Еще одно применение Закона: 20% правильных вопросов обеспечивают 80% ценности идеи. Именно эти правильные вопросы позволят расставить нужные акценты в формировании и реализации задумки. Потому наших скептиков правильнее всего не устыдить, а перевести именно в роль генераторов вопросов ‒ они прольют свет на все узкие места заранее, сэкономив тем самым много ресурсов.

Поиск решений и вдохновения

Кроме опыта описанных выше компаний можно воспользоваться еще одним нынче очень актуальным способом поиска инновационных решений. Последнее время компании получают очень много идей на хакатонах, акселераторах. Помогая внедрить предложенные инновации или даже становясь площадкой для таких мероприятий, бизнес сам развивается, решает свои вопросы, часто получает ценных сотрудников или даже целые команды сразу. Причем существующие сотрудники компаний, пребывая в атмосфере “творчества”, часто сами вдохновляются и возвращаются с таких мероприятий со своими идеями и вдохновением, верой в то, что многое возможно, если не все. 

“Инновация отличает лидера от последователя”, – был уверен один из гениальнейших предпринимателей Стив Джобс. Именно она, при правильном подходе и применении, сможет вывести компанию из рядовых на уровень всемирно известных.

Специально для НВ Бизнес 

Больше мнений – в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X