Какие изменения нужны бизнесу сейчас

16 июня 2021, 10:00

Факторы успешной IT-трансформации

Сегодня диджитализация бизнеса — одна из самых обсуждаемых тем в украинском ритейле. Однако часто компании ошибочно фокусируются только на обеспечении качественного покупательского опыта онлайн и забывают о внутренних аспектах IT-трансформации. Правда в том, что бизнес может успешно функционировать и активно развиваться в условиях диджитализации только если произойдет ряд фундаментальных изменений в корпоративной культуре и подходах к управлению.

Видео дня

Изменения в корпоративном мышлении

Едва ли не самый важный пункт для успешной и оперативной диджитал трансформации бизнеса — изменения в корпоративной культуре. Команда должна понимать для чего нужны изменения, в какую сторону движется компания и какой вклад в реализацию нововведений может сделать каждый отдельный сотрудник. Диджитализация возможна только при условии коренного изменения мышления сотрудников. Они должны быть готовы к нововведениям, иначе цифровые инициативы не смогут закрепиться в компании.

Немецкий ритейлер Zalando пользуется именно принципом личной ответственности каждого сотрудника за свою работу. Их идеальный работник видит широкую картинку и готов выходить за пределы формальной роли ради успеха команды и компании в целом. Такой деятельный и активный подход формирует корпоративное мышление, открытое к внедрению новых технологий.

Часто в крупных компаниях важные изменения зависят только от «верхушки», но это в корне неправильный подход, который только тормозит процессы диджитализации. Многие думают, что рядовому сотруднику «не дано» понять сложные показатели и стратегии бизнеса, и поэтому компании теряют много интересных и потенциально прибыльных идей, в частности по внедрению новых технологий.

Моим принципиальным решением было привлечь в процесс работы над стратегией на ближайшие три года всех сотрудников офиса, которые хотят менять компанию и идеи по ее дальнейшему развитию. Мы сформировали 4 кросс-функциональные команды, каждая из которых взяла на себя ответственность за конкретную сферу развития.

Децентрализация в управлении

IT-трансформации требуют изменений и в организации командной работы. Очевидно, что скорость является решающим фактором успеха при внедрении новых технологий — надо оперативно реагировать на ошибки и изменения, чтобы процесс трансформации не затянулся на долгое время. Если во время выполнения проекта все решения согласовываются с верхушкой, срок реализации увеличивается в несколько раз. Чтобы избежать этого, нужно внедрять так называемую горизонтальную структуру управления, при которой в процесс принятия решений привлекаются люди на основе их экспертности, а не должности в компании.

Хорошим примером децентрализованного управления является Amazon с их Two Pizza Approach. Такой подход предполагает, что по размерам одна рабочая группа должна быть такой, чтобы во время обеда на всех ее представителей хватило всего две пиццы. Важные решения принимаются внутри небольшой команды людей и не требуют участия высшего руководства. Так, сотрудники тратят гораздо меньше времени на коммуникацию и менеджмент, и вместо этого активнее и быстрее выполняют нужные задачи и реагируют на постоянные обновления.

Принятие решений на основе данных

Открытые данные позволяют подтверждать ключевые решения цифрами, а не строить гипотезы. Это приводит к более высокой скорости, объективности и гибкости бизнеса. Ритейл очень быстро меняется, а те компании, которые используют современные data science технологии для принятия решений, имеющих преимущества перед конкурентами. Данные помогают лучше понять намерения потребителя и его поведение и, как следствие, построить эффективную бизнес стратегию.

С целью более широкого и эффективного контроля над логистическими и финансовыми процессами мы внедрили программное обеспечение SAP. Ранее мы вели документацию в различных системах, и поэтому нередко комплексный взгляд на ситуацию в компании отсутствовал. Если до внедрения SAP итоговую отчетность мы могли получить только в конце месяца, то теперь следим за всеми показателями в режиме реального времени и можем быстро реагировать на изменения.

Трансформация бизнес-модели

Переход в онлайн кардинально меняет позиционирование компаний и влияет на саму суть бизнеса. Широкий выбор товаров сегодня является главным критерием качественного шопинг опыта, а границы между премиум-сегментом и массмаркет все больше размываются.

Американская сеть премиальных магазинов одежды Nordstrom объединилась со своей оф-прайс сетью Rack для того, чтобы усовершенствовать покупательский опыт клиентов. Компании пришлось подстраивать свою бизнес-модель под реалии сегодняшнего дня, ведь доля онлайн-продаж начала неуклонно расти через карантинные ограничения. В таких условиях у покупателя сформировались другие приоритеты — он хочет иметь большой выбор товаров на одной платформе и рассчитывает на максимально оперативное обслуживание и доставку.

Nordstrom решил объединить веб-сайты и создать одну общую платформу для обоих магазинов, а также предоставил клиентам возможность получать и обменивать товары в любом оффлайн магазине без привязки к месту покупки. Такая интеграция значительно ускорила время выполнения заказов, а также расширила ассортимент компании вещами по сниженным ценам.

Это повлияло на позиционирование и имидж компании — еще 20 лет назад такие изменения были бы почти недопустимыми для ритейлера люксового сегмента, но теперь границы размываются, и тот же клиент покупает товары совершенно разных брендов и ценовых категорий.

Поэтому кроме внешних изменений, которые наступают в результате диджитализации, компания должна провести многочисленные внутренние трансформации. Без этих изменений бизнес не сможет выйти на принципиально новый уровень развития и успешно внедрить технологии.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X