Минус Кременчугский НПЗ. Переходим к плану Б

5 апреля, 12:25

Из-за ракетной атаки остановился Кременчугский НПЗ " Укртатнефть". Неожиданно? Нет.

С первого дня войны было ясно, что это рано или поздно произойдет. Надеялся ли кто-то, что враг бьет по периферийным нефтебазам и не увидит когда-нибудь один из самых мощных НПЗ в Европе и СНГ?

Видео дня

Остановка завода была неизбежна еще и из-за нехватки сырья: две трети поставлялось морем, которое отрезано. Поэтому давайте поблагодарим героический коллектив «Укртатнафты» за их работу в течение 38 дней сопротивления.

Что дальше? Будет ли топливо?

Ситуация сложная, но не безысходная.

Главное — не ждать, а переходить к плану Б. А именно — наращивать импорт через западную границу. Это сложно, но реально.

Начну с конца — нужно временно отказаться от госрегулирования цен на АЗС. Оно работает, когда рынок насыщен горючим. Сейчас у нас еще контролируемый дефицит, который в апреле будет усиливаться из-за роста спроса, в частности, на посевную. А также из-за потери производителя и десятка нефтебаз.

Что сейчас происходит? Дизтопливо в опте 38−44 грн/л, а регулируемая цена на заправках — 37,42 грн/л. Причина — дефицит. Как работать небольшим сетям АЗС?

Импортное топливо сейчас контрактуют преимущественно крупные сетевые компании, которые даже со своими возможностями и опытом через раз попадают под «правительственные» цены. Но в любом случае они все не закроют.

Уже есть и «приходи» небольших операторов, но себестоимость позволяет торговать только в западных областях. В остальных регионах из-за расходной логистики это будет минус.

Свободное ценообразование позволит снять с поставщиков хотя бы коммерческий риск. Как вариант можно зафиксировать текущую регулируемую наценку 4,5 и 5 грн/л бензина и ДТ соответственно, но не до регулируемой себестоимости, как сейчас, а до фактической, которую несложно установить по документам.

Это позволит даже небольшим игрокам начать самостоятельно импортировать и работать каждому на своем маленьком «фронте». Продавать аграриям, запускать станции, платить заработную плату и налоги. Я уже сравнивал их с волонтерами — эти тоже найдут хоть черта лысого. Но сами они являются локомотивом почти всех положительных преобразований.

Есть ли риск взлета цен? Не думаю. Как бы кто там ни говорил, но в Украине есть рынок, есть сотни игроков, которые хотят и могут работать. Этим, кстати, мы отличаемся от монополизированного российского рынка. Если кто-нибудь будет сильно контрастировать, будет иметь дело с местными администрациями и с обостренным ощущением справедливости у граждан. Вряд ли кто-нибудь захочет рисковать.

Через месяц-полтора рынок встанет на новые рельсы, прорубит новые маршруты и можно будет возвращаться к госрегулированию, если оно еще потребуется.

Решение о дерегуляции непростое. А разве сегодня есть простые решения?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X