Спасение рядового предпринимателя. Что важно сделать государству, чтобы у ММСБ был шанс выжить

9 апреля 2020, 08:30

Запас прочности приблизительно 60% представителей ММСБ в Украине составляет до 2−3 месяцев. Поэтому разработка и внедрение расширенного пакета поддержки становятся просто жизненно необходимыми

В мире насчитывается более 450 млн представителей микро-, малого и среднего бизнеса (ММСБ). Большинство экономик последние несколько кварталов и так демонстрировали существенное снижение внутреннего спроса, а с началом пандемии и введением жёстких карантинных мер перед бизнесом как никогда остро стал вопрос выживания.

Видео дня

По сути, шатдаун глобальной экономики привёл к внезапному одновременному шоку предложения (производственные мощности и наличие рабочей силы) и спроса (потребление и наличие инвестиционно-кредитного ресурса). Будучи наиболее чувствительным к кризису сегментом, ММСБ столкнулся с четырьмя основными проблемами:

1. Сокращение производства

Вынужденный переход на удалённый формат работы вследствие карантина полностью остановил прежде всего производственные компании и нанёс существенный ущерб сервисным, чей бизнес был построен в оффлайн. Индустрии, не ориентированные на медицину, продовольственную группу, армию и некоторые узкоспециализированные нишевые секторы, фактически приостановили свою деятельность.

2. Доступ к финансированию

В данном вопросе во многих странах проявляется традиционная кейнсианская «ловушка ликвидности», ибо политика отрицательных или нулевых процентных ставок практически не способна уже влиять на спрос и склонность к инвестициям. Это более характерно для развитых стран. В emerging markets и развивающихся странах наблюдается другая ситуация, когда даже при адекватной цене ресурса со стороны регулятора (Украина здесь — отличный пример) риск-аппетит драматично снижается под влиянием кризисных проявлений и выкладок традиционных статистических моделей, которые демонстрируют нерадужные поведенческие прогнозы, вполне логично призывающие формировать значительные резервы и стресс буферы, а также красить большинство индустрий в красный цвет.

Всё это переводит кредитные политики в режим risk averse и снижает access to finance для 50−70% компаний в зависимости от сценария. В результате каждый раз внизу цикла бизнес вынужден переходить на «безкредитную» модель работы. В этот момент у обывателя возникает вопрос: «Ну почему опять?» Но не опять, а снова! К сожалению, процикличность банковского сектора практически неизбежна несмотря на все усилия и рекомендации со стороны Совета по Финансовой Стабильности (FSB — прошу не путать с ФСБ). Процикличность возникает в силу особенности сосуществования финансового и бизнес-цикла.

3. Логистический коллапс

ММСБ, как правило, работают на минимальном складе, и потому нарушение поставок и торговых цепочек имеет колоссальный негативный эффект прямого действия. По оценкам экспертов уже сегодня более 75% компаний столкнулись с этой проблемой. В условиях, когда быстрая переориентация на новых поставщиков либо невозможна, либо сопряжена с существенной дополнительной ценовой нагрузкой, фактически бизнес-активность прекращается в момент полного вымывания запасов.

Данная проблема в любом случае будет актуальна продолжительное время, т.к. полностью зависит от дальнейшей географии и разрушительной силы пандемии.

Таким образом мы наблюдаем двойную волну, которая накатывается одна на другую, при этом наращивая свою ударную силу: 1) нарушение глобальных supply chains и 2) нарушение внутренних локально-региональных операционных цепочек взаимодействия. При длительном глобальном шатдауне в случае даже позитивного сценария на локальном уровне понадобится существенный период времени и усилий на создание «импортозамещающих» цепочек от производителя до продавца. Часто замещение просто технологически будет невозможным, и это может привести к выпадению целых кластеров на 12−18 месяцев.

4. Регуляторная неопределённость

Пандемическая основа кризиса сеет не только рыночную и социальную панику, но и приводит к подчас ассиметричным и несистемным реакциям правительств. Обычно данные решения попросту не оставляют места для маневра ММСБ, которые вынуждены останавливать свою работу и распускать персонал.

Осознавая, какую социальную и экономическую роль играет сегмент ММСБ, многие международные организации и правительства согласовали пакет контрмер по поддержке бизнеса на время коронакризиса.

Оперативность и эффективность предложенных решений, безусловно, разная, но и, согласитесь, не так легко придумать что-либо уникальное, когда вы несётесь на полной скорости по трассе, и вдруг перед вами падает астероид. В этом случае срабатывает мышечная память, и вы пытаетесь отреагировать на инстинктах, т.к. времени на долгие размышления попросту нет.

В итоге предложенные механизмы можно категоризировать следующим образом:

Финансовые:

− «Пандемические кредиты» — оборотные средства по цене: key rate + min operational cost, т. е. фактически льготный кредитный ресурс для поддержки daily activity

− Кредитные каникулы с вариативным периодом отсрочки выплаты процентов и/или тела кредита

− Другие финансовые инструменты, покрывающие обслуживание фиксированных долгов и кредиторской задолженности

− Таргетированые продукты торгового финансирования, позволяющие поддержать экспортёров, столкнувшихся с резким сокращением спроса в стране — торговом партнёре. Особенно эффективно работают подобные программы в Турции (Turkey Export-Credit Bank) и Канаде (Export Development Canada), которые предполагают гибкий график платежа либо моментальный доступ к целевому кредитному ресурсу. Как правило, данные меры идут с компенсационными программами по нейтрализации негативного эффекта срыва поставок или невыполнением торговых контрактных обязательств (Швейцария).

Данные меры легко имплементируемы путём выпуска государственных гарантий и могут быть квалифицированы как первый уровень защиты. Однако у них есть один существенный недостаток — увеличение совокупной кредитной нагрузки на бизнес, что при раскручивании следующей спирали кризиса может привести к вынужденным массовым неплатежам.

Налоги, сборы и отчисления:

− Отсрочка в уплате или полное/частичное освобождение от налога на прибыль (как правило, на срок до 90 дней, реже 180+)

− Частичная или полная отмена государственных социальных отчислений (в зависимости от юрисдикции)

− Сокращение портовых сборов, складских и логистических платежей на 20−50% на срок от 3 до 6 месяцев (Китай, ОАЭ)

− Ускоренное возмещение НДС и прочих налогов для экспортеров (Пакистан)

Данные меры прежде всего направлены на наиболее пострадавшие индустрии и секторы, а также преимущественно в поддержку экспортоориентированных компаний, которые вследствие нарушившихся торговых и логистических цепочек терпят огромные убытки.

Поддержка занятости:

− Paycheck protection programs — фактически безвозвратная помощь (от 75% до 100%) для компенсации затрат на персонал в размере 5−10 — недельного фонда в период локдауна (США, некоторые страны Европы и Азии)

− Программы оплаты больничных, целевые и социальные выплат производственного характера (США, Германия)

Техническая помощь:

− Fast line таможенных процедур при поставках медицинского оборудования и средств защиты

− Юридическая поддержка разрешения торговых споров и разногласий, вызванных пандемией

Возникает логичный вопрос, а какие мероприятия по поддержке ММСБ приняты в Украине?

К сожалению, на сегодняшний день кроме закона 3275 с крайне ограниченным набором мер и инструментов, а также политических заявлений со стороны разного уровня чиновников, никаких действенных шагов не предпринимается. Тем временем карантин продолжается, и по опросам ведущих отечественных аналитических центров запас прочности приблизительно 60% представителей ММСБ составляет до 2−3 месяцев. Поэтому разработка и внедрение расширенного пакета поддержки ММСБ становятся просто жизненно необходимыми.

Возможное решение текущей патовой ситуации лежит в:

1. Срочном проведении необходимых реформ для активации финансовой поддержки со стороны международных финансовые институтов

2. Грамотном и социально-экономически сбалансированном решении модификации параметров карантина и ограничительных мер для постепенного безопасного восстановления деловой активности

3. Мобилизации бюджета и внедрении неотложных мер поддержки ММСБ исходя из лучших мировых практик

4. Подготовке необходимых трансформационных контркризисных законопроектов для максимально быстрого восстановления ММСБ после окончания пандемии

5. Проактивной стимуляции детенизации экономики для рециркуляции внутренних финансовых потоков в дополнение к контролируемому росту инфляции

Будем надеяться, что принимаемые меры по борьбе с коронавирусом уже в ближайшее время покажут свою эффективность, необходимый пакет поддержки ММСБ будет принят, и после 26 апреля Украина постепенно начнёт восстанавливать свою деловую активность.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X