Четыре финансовых факапа ІТ-компаний и как их избежать

6 августа 2019, 13:45
Цей матеріал також доступний українською

ІТ-компании быстро запускаются. Поэтому бывает, что финансовые системы не продуманы и не автоматизированы должным образом. Что с этим делать

ІТ-компании быстро запускаются. Поэтому бывает, что финансовые системы ІТ-компаний часто не продуманы и не автоматизированы должным образом. Это приводит к ситуациям, когда вроде бы все заложили, как надо, а бюджет улетучился в мгновение. Или же ожидали одни доходы, а получилось в разы меньше. Бывает, что из-за плохого планирования рисков, ІТ-компания закрывается так же быстро, как и была создана. Чтобы этого не случилось, советуем знать проблемы в лицо, и если заметили у себя что-то подобное, срочно исправлять.

Видео дня

Факап № 1. Вы рассчитываете только на одного крупного клиента

Очень часто ІТ-компании разрабатывают какой-то большой продукт для одного клиента и это составляет 50% - 60% и более от общего дохода организации. Для ІТ, как и вообще для сервисного бизнеса, это очень рискованный момент. Если более 50% вашего дохода приносит один клиент, то если он отпадет, могут возникнуть проблемы с денежным потоком, нехваткой средств, кассовые разрывы и т. д.

Нужно всегда думать о диверсификации рисков и иметь разнообразную структуру доходной части без привязки к одному клиенту. Или понимать, что делать и иметь какие-то альтернативы, если основной клиент отпадет.

Факап № 2. Нереалистичные прогнозы

Финансовые прогнозы, которые не привязаны к операционным планам, часто приводят к большим проблемам. В ІТ компаниях часто не могут понять, сколько проектов может вести та или иная команда. Поэтому когда составляется прогноз доходной части, иногда закладываются очень нереалистичные цифры. Например, прописано, что команда может вести 10 проектов, когда по факту она может вести только 5. Или бюджеты закладываются вообще без привязки к операционным мощностям компании. В результате цифры очень оторваны от реальности. Еще хуже, когда начинают нанимать новых работников, чтобы догнать заложенные планы — часто это может существенно снизить планируемую прибыльность.

Для того, чтобы избежать такой ситуации, нужно понимать операционную загруженность команды и делать реалистичные прогнозы. Проекты стоит делить на категории различной сложности, просчитывать, сколько часов они занимают, затем примерно посчитать, за какой срок команда с ними справляется, сколько времени идет на внесения правок, на встречи и т. п. Это поможет понять расходы на человеко-часы и составлять финансовые прогнозы, опираясь на операционные планы.

Факап № 3. Отсутствие автоматизации

Во многих ІТ-компаниях не автоматизированы финансовые процессы. Обычно есть одна программа, которая ведет расчет стоимости человеко-часа. Но она учитывает не полный человека-час, а только исходя из зарплаты или соответственно косту, в которой обходится этот человек компании, если это работник на аутсорс.

Отдельно ведется таблица продаж — CRM-система по продажам, отдельно заполняется финансовая часть и они не взаимосвязаны между собой. То есть основной факап в том, что компания заводит очень много табличек, которые никак между собой не связаны, и приходится постоянно их сводить вручную и тратить на это много времени. В результате выходит много ошибок, иногда даже плачевных.

Факап № 4. Неправильный расчет стоимости одного человеко-часа

В сервисных ІТ компаниях обычно выставляют почасовую ставку за каждого специалиста и закладывают сумму часов в бюджет. При этом при расчете ставки за час часто забывают посчитать полную стоимость человеко-часа, то есть включать непрямые затраты расходы на офис, налоги и т. д. Очень часто компании на старте даже не понимают, как эти затраты делить между проектами и поэтому считают навскидку. Это приводит к убыточности, но ощутить это компания сможет, когда уже будет очень тяжело разрулить ситуацию.

Также бывают ситуации, когда приходит много правок от клиентов. Это приводит к непредсказуемым тратам и клиент не соглашается при этом оплачивать дополнительные потраченные часы.

Только включив все пункты расходов в стоимость одного человеко-часа можно прийти к правильному расчету юнита экономики. Более того, необходимо вести big data (или хоть какую-то) по всем предыдущим проектам, чтобы четко понимать, как часто бывают правки, сколько они могут занимать дополнительных часов и как это увеличивает нагрузку на одного человека. Тогда получится правильно спланировать бюджет и рабочий процесс.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X