Искусственный интеллект и проблемы образования
Уже четвертый год я собираю в Одессе закрытую конференцию EECVC по искусственному интеллекту, куда приезжают без преувеличения лучшие умы в этой сфере в Европе.
Учитывая недавнюю нашумевшую статью AI Nationalizm о доминировании в ближайшем будущем только стран с развитыми искусственным интеллектом (ИИ) и превращении всех остальных в объекты внешнего управления, мы решили выделить время на публичную дискуссию о том как "дешево и сердито" в странах Восточной Европы увеличить количество и качество ученых и инженеров в сфере ИИ и остановить их массовую миграцию в США, Западную Европу и Китай.
Участниками дискуссии были как представители украинской системы образования в сфере ИИ (Виктор Сдобников и Дмитрий Кордубан), так и университетов Чехии и Польши (Джеймс Притс и Богдан Кволек).
На правах модератора дискуссии и организатора конференции я позволю себе изложить некоторые общие тезисы и заключения, которые мы планируем внедрять в Украине:
- Все страны Восточной Европы сталкиваются с отъездом лучших студентов на обучение и получение степеней PhD в сфере ИИ в лучшие университеты Западной Европы и США, но часть из них возвращается. И на самом деле эффект от небольшого процента вернувшихся больше чем если бы все студенты остались у себя на родине. Поэтому локальным правительствам нужно работать над условиями по возвращению лучших студентов со степенями PhD обратно. Например, 10 лет назад в Китай возвращалось только 10% студентов с западным образованием, а сейчас 50%.
- В системе образования Украины в сфере ИИ благодаря общему тренду происходят позитивные изменения. Например, в КПИ была открыта специальность для магистров "компьютерное зрение" (профессор М. И. Шлезингер, Виктор Сдобников), впервые за всю историю Украины, группа студентов ВУЗа (факультет прикладных наук УКУ, Ярослав Притула и Алексей Молчановский) добилась публикации на №1 конференции в мире по ИИ, научрук Дмитрий Мишкин), осенью будет анонсировано открытие лаборатории в сфере ИИ при одном из вузов без участия государственного капитала и т.д.
- Основная проблема государственного образования Украины в подготовке ученых и инженеров в ИИ – отсталость образовательных программ и длительный цикл их разработки и внедрения. Участники конференции (270+ человек из 12 стран мира) однозначно поддержали идею о массовом внедрении в ВУЗах курсов Coursera по компьютерному зрению, машинному обучению и т.д. Это бы позволило в кратчайшие сроки обучать украинских студентов по мировым программам и на выходе получить отличных экспертов в ИИ.
- Государственным и частными вузам Украины нужно активней учавствовать в Европейских грантовых программах и кооперироваться с европейскими университетами в сфере ИИ. Только так можно держать в тонусе и на нужном уровне преподавательский состав и получать достойное финансирование образования в сфере ИИ. И это не просто пожелания - один из докладов на конференции в сфере робототехники был основан на результатах как раз такой кооперации между украинскими, польскими и немецкими вузами.
- Украинским вузам необходимо по аналогии с европейским разработать открытые и прозрачные условия по работе с компаниями в сфере ИИ. Очень много украинских и западных компаний хотело бы участвовать в разработке учебных программ, определении тем выпускных и даже спонсировании лабораторий в вузах, чтобы готовить себе кадры, но большинство из них отпугивает отсутствие понятных и прозрачных правил на рынке.
В целом развитие искусственного интеллекта — это глобальный и коммерчески выгодный тренд, и в Украине в любом случае будут происходить позитивные изменения в сфере образования даже благодаря частным вузам и частным инициативам.
Но очень хотелось видеть более проактивную позицию в сфере государственного образования, т.к. именно в этой системе находится наибольшее количество студентов, а значит изменения в государственных ВУЗах будут имеют наибольшее эффект (т.н. "эффект больших чисел") на качество подготовки будущих поколений ученых и инженеров в сфере ИИ, что прямо влияет на конкурентность и субъектность Украины в мире через 10-20 лет.