Технологии с умом. Как не проиграть, внедряя инновации в банках

18 ноября 2019, 16:00

Понятие «инновация» очень широкое и каждый вкладывает в него свой смысл. На мой взгляд, необходимо соблюдать определенный баланс между инновацией и спросом на нее

Банковский рынок Украины небольшими шагами начинает проходить трансформацию: стали появляться нео-банки, а некоторые банки начинают позиционировать себя как IT-компании с банковской лицензией, что кардинально меняет подходы и возможности работы с инновациями. При этом необходимо понимать, что разработанные инновационные сервисы по такой модели могут быть впереди самого банковского рынка.

Видео дня

Например, к подобным сервисам можно отнести сервис биометрической оплаты покупок FacePay24, который недавно был запущен в Украине. По моему мнению, это «игра в долгую» и необходимо время для адаптации, как торговых сетей, так и самих покупателей для работы с подобным видом оплаты. Немаловажно также увидеть статистику использование этого сервиса, насколько он будет популярен среди пользователей. Хотя при достаточном спросе на биометрический вид оплаты, банки начнут внедрять этот сервис в своей инфраструктуре, чтобы соответствовать тренду.

Существует несколько подходов работы с инновациями в банковской сфере. Рассмотрим некоторые из них.

1. Внутренний подход

Основной принцип заключается в том, что банк своими силами создает внутреннюю инфраструктуру для работы с инновациями. Сюда можно отнести так называемый «idea box», когда сотрудники банка генерируют идеи по упрощению и пересмотру того, или иного процесса. Большинство таких идей относятся к категории operational excellence.

Вторым путем является создание инновационного подразделения либо лаборатории (innovation lab), в которой происходит «прямая» работа с инновациями: их поиском, отбором и тестированием.

2. Внешний подход

Если банк не может создать внутреннюю инфраструктуру для работы с инновациями, но желание поработать с ними присутствует, внешний подход нацелен на сотрудничество с инновационными партнерами, которые специализируются на работе с инновационной экосистемой. К таким партнерам можно отнести различные акселераторы, инкубаторы, инновационные фермы и платформы. Совместно с инновационными партнерами (например: 1991 Open Data Incubator, RE: ACTOR, RadarTech, Startup. Network и др.) банки могут запускать различные программы по поиску инновационных решений либо посещать питчинги стартапов. Они хорошо знают рынок инноваций, понимают подводные камни при работе с ними. Внешний подход для банков является менее рисковый, т.к. большинство рисков по работе с инновациями берет на себя «инновационный» партнер.

3. Прямой контакт с потребителем

Еще одним подходом работы с инновациями является создание условий для расширения клиентского опыта на базе отделений нового формата. Одно из таких, например, мы недавно запустили. Главная идея — упрощение доступа к банковским услугам и максимальное упрощение сервисов, которыми клиент пользуется наиболее часто. Что создает новый клиентский опыт. Для банка это — инновационная площадка, на которой разместили гаджеты, информационные панели, а также сделали удобную зону 24/7, где можно воспользоваться банкоматом даже при отсутствии платежной карты. В таком отделении клиенты могут открывать депозиты, оформлять кредиты, оплачивать счета, вносить кредитные платежи, покупать валюту. Для комфорта клиентов, в таком отделении работают Newdigital Managers, которые встречают клиентов, координируют и при необходимости помогают сделать операцию.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Таким образом банк меняет роль банковского отделения: от транзакционной — к обучающей, обеспечивая постепенный переход в каналы digital-взаимодействия.

Если коротко, то такое отделение — это симбиоз трех составляющих: банка, кафе и среды духа Apple Store — инновационности, технологичности, модернизации.

В первую очередь со стороны банков и других финансовых учреждений должен быть сформирован спрос на инновацию

Что необходимо для развития инноваций в банковской сфере

В первую очередь со стороны банков и других финансовых учреждений должен быть сформирован спрос на «инновацию». И мы говорим не только о платежном блоке, который и так хорошо развит на рынке Украины. Но для большинства игроков, чтобы они начали рассматривать этот альтернативный канал поиска решений, должны появиться успешные истории кооперации с fintech стартапами. На рынке пока что еще не так много банков, которые готовы пробовать сотрудничать с ними.

Новая стратегия развития финансового сектора Украины от Национального Банка Украины содержит стратегическое направление по инновационному развитию, включая развитие рынка fintech и цифровых технологий. На мой взгляд, это сильное послание банковскому рынку Украины и стимулирование банков к кооперации с fintech стартапами.

Внедрение стандарта open banking и Директивы PSD2 поможет fintech стартапам получить авторизированный доступ к банковским данным для предоставления более «продвинутых» услуг. Open banking будет стимулировать появление на рынке провайдеров и различных решений под этот стандарт.

За последние почти три года рынок fintech в Украине показывает положительную динамику к росту благодаря оживленному к нему интересу. За это время было выпущено несколько fintech каталогов, организованы форумы, проведены инкубационные и акселерационные программы для fintech стартапов: Fintech Master, Open Banking Lab, POPCORP, а также совместно с RE: ACTOR конкурс проектов для digital bank и другие. По информации каталога финтех-компаний Украины, подготовленного Украинской ассоциацией финтех и инновационных компаний за 2019 год, в Украине насчитывается порядка 100 финтех-компаний и с каждым годом их количество растет.

Не нужно бояться экспериментировать и привлекать решения с этого рынка. Создавайте спрос и в долгосрочной перспективе рынок fintech сможет удивить количеством разнообразных решений, которые помогут развивать ваш бизнес.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X