Инновации во время пандемии

29 мая 2020, 09:30
Цей матеріал також доступний українською

Технологии помогут даже с дефицитом туалетной бумаги

В течение последних двух месяцев мы были свидетелями радикальных изменений чуть ли не во всех аспектах жизни. Мы не знаем, что готовит будущее, единственное известно точно — впереди еще много изменений и успех на всех уровнях (от государства и глобальных корпораций до отдельной личности) зависит от скорости адаптации к новой реальности.

Видео дня

Часть вызовов, которые сейчас перед нами стоят, не являются абсолютно новым. Для решения многих из них подходят современные технологические решения. По опыту работы с клиентами разной величины, индустрий и географий, мы видим, что процесс внедрения инноваций, который был длительным и инертным, сегодня получает максимальную поддержку на уровне бизнеса и ведущих государств. Для части компаний это вопрос выживания, для других — распределения рынка и приобретения конкурентного преимущества.

Согласно исследованиям аналитического агентства Gartner, 60 публичных компаний, которые вышли победителями из Великой рецессии 2008−2009 годов, имели общую черту по инвестированию в R&D и новые направления, вместо простого сокращения затрат, как это делало подавляющее большинство.

Предлагаю рассмотреть различные аспекты жизни, на которые влияет пандемия, и то, чем здесь могут быть полезны уже известные современные технологии.

Повышенная нагрузка на производства, торговые сети и логистические компании в условиях карантина

Производство, ритейл и логистика — среди отраслей, которые подверглись сильному влиянию эпидемии COVID-19. Речь не только о негативном эффекте, когда компании вынуждены закрывать торговые помещения. Некоторые компании, например продуктовые сети или ритейлеры с сильной онлайн-составляющей, переживают стремительный рост количества клиентов, к которому они не были готовы. Соответственно возросла нагрузка на производства, которые изготавливают для них продукцию, и на логистические сети, которые ее доставляют с завода на склад, а затем — конечному потребителю.

В условиях пандемии поддерживать стабильную работу этих предприятий сложно, не говоря уже об увеличении мощности, поскольку это требует привлечения дополнительных человеческих ресурсов. Возникает риск дефицита продуктов питания, лекарств, средств для дезинфекции и других жизненно важных товаров.

Nbcnews
Фото: Nbcnews

Очень иллюстративная ситуация сложилась в США с дефицитом туалетной бумаги и бумажных салфеток.

Что можно сделать в условиях эластичного спроса? Как уменьшить фактор зависимости от человеческого труда?

Робототехника имеет определенные ответы на эти вопросы. Мир еще далек от стопроцентной автоматизации, воспетой фантастами и кинематографом, но рост этой отрасли за последние 5 лет более чем вдвое дает основательные надежды на доступность ведущих решений для большинства бизнеса. Примеры автоматизации процессов с помощью роботов в Amazon, Tesla и Dyson вдохновляют другие компании, и речь не только об автоматизации собственного производства, но и о сопроводительные процессы. Сейчас уже внедряются:

• автоматизация инвентаризации и передвижения товаров на складах;

• применение роборук для автоматизации сбора и упаковки заказов;

• контроль состояния оборудования через создание его цифровых двойников (Digital twins).

Кроме очевидного факта, что эти технологические решения могут безопасно и бесперебойно работать в условиях карантина, важно, что их можно оперативно масштабировать в соответствии с изменением спроса и выполнять значительно больший объем работы. Многие производители индустриальных роботов поддерживают модель лизинга оборудования. А когда ситуация стабилизируется — можно вернуться к предыдущему темпу работы без необходимости увольнять работников или проводить масштабные реорганизации в компании.

Трудности с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования

Любое производство, даже полностью автоматизированное, требует привлечения людей для технического обслуживания оборудования. В условиях карантина и ограниченного передвижения это сложно обеспечить. Случается такое, что, например, вместо команды специалистов различных профилей, на производстве присутствуют лишь несколько технических работников. Или скажем, выходит из строя высокотехнологичное оборудование, обслуживание которого требует специфических знаний и опыта, когда соответствующие специалисты находятся в другой стране и не могут приехать из-за ограничений передвижения.

Технологии AR (Augmented Reality, дополненная реальность) позволяют эффективно наладить обслуживание и ремонт сложной техники меньшим количеством или менее опытным персоналом, соответственно могущим качественно выполнять широкий спектр работ. На практике это выглядит так, что сервисный инженер проверяет оборудование с помощью AR-устройства, на котором отображаются пошаговые инструкции, возможные причины неисправности и решения по ее устранению.

Также AR дают возможность привлечь специалиста в отдаленном формате, обеспечивая возможность «see-what-I-see», то есть «видеть-то что бы вижу-я» и получать консультации в реальном времени.

У этой области применения AR значительные перспективы в ближайшем будущем. С началом распространения эпидемии и объявления карантинов в разных странах мира мы наблюдаем значительное повышение интереса к ней со стороны клиентов.

Слишком долгий процесс юридического оформления контрактов и оплат производителям задерживает поставки жизненно важных товаров

Неочевидная, но острая проблема, которая может нести угрозу цепи поставок — устарелая и негибкая система документооборота между заказчиками и поставщиками.

За последние годы мир становится все более зависимым от функциональных цепей поставок, где большинство потребительских товаров производятся в одной части земного шара, а продаются — в другой.

В мире пандемии каждый аспект глобальной логистики находится под огромным стрессом. Перебои распространяются как эффект домино: заказы отменяются, фабрики останавливаются или работают в ненормированном режиме, сроки отправки товаров становятся непредсказуемыми.

В таких условиях скорость и гибкость создания новых цепей поставок становится критической не только для бизнеса, но и для безопасности общества.

Традиционная система закупок и документооборота не подходит — проверка контрагентов продолжается неделями или месяцами, оплаты поступают долго. Однако, технология блокчейн, основанная на модели криптографического шифрования, является действенной альтернативой.

Например, для упрощения процесса закупки медицинского оборудования блокчейн предоставляет возможность для:

• контроля требований к продукции;

• оперативной проверки надежности и квалифицированности производителя, его возможности изготовить конкретный продукт надлежащего качества, характеристик и в нужном объеме;

• обеспечение надежного механизма проведения предоплаты;

• таможенной сертификации экспортируемого товара;

• контроль транспортировки товара.

Время перемен

Как будет прогрессировать распространение коронавируса? Какие превентивные меры являются наиболее действенными? Когда мир выйдет из карантина и что будет с экономикой к тому времени? Ни на один из этих вопросов мы не знаем точного ответа.

Но мы точно знаем, что вызовы глобальной пандемии дают толчок к дальнейшей цифровой трансформации бизнеса и общества. И чем меньше зависимость от «аналоговых» процессов образца 19 или 20-го столетий, тем больше устойчивость к будущим чрезвычайным ситуациям. Будь то следующие пандемии, экологические катастрофы, гигантские извержения вулканов, супер вспышки Солнца, столкновения с космическими телами и длинный список менее вероятных событий.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X