Все включены. Как инклюзия работает в украинских офисах

13 мая, 16:00
881
Цей матеріал також доступний українською

Как украинские компании подхватывают мировые практики привлечения людей с особыми потребностями

Есть ли в Украине компании, которые сознательно внедряют инклюзивные практики или имеют их «зашитыми» в своей организационной культуре? Какие преимущества получает бизнес, создавая ценность в команде из различных групп людей? Как это влияет на инновации в компании? Для скорости развития страны эти вопросы важны, поскольку ответы на них могут быть ярким индикатором позитивных изменений и реформ, ориентированных на человека.

Тема включения различных групп людей в общественную жизнь пытается укорениться у нас еще задолго до начала мировоззренческих и революционных изменений 2014-го. Сегодня эта идея поднимается с новой волной. Конечно, не в последнюю очередь благодаря мировой тенденции, которую Украина медленно подхватывает, подписываясь на достижение глобальных целей устойчивого развития.

Впрочем, какую выгоду из многообразия могут иметь современные компании, а также люди, которые их создают, и в них работают? В 2018 году около 1700 компаний в 8 странах мира приняли участие в исследовании Harvard Business Review о влиянии и соотношении между инклюзией и доходами. Стоит сказать, что кроме денежного обогащения, вовлеченность разных людей в профессиональные команды дает большой толчок в развитие культуры организаций, которая позволяет им быть гибкими, быстрыми, инновационными, читайте – лидерами.

Насколько украинские компании обращают внимание и понимают силу включения всех? Уже можно говорить о первых намерениях и подражаниях, которые имеют шанс стать системными и такими, которые будут формировать тенденцию на рынке.

Например, инклюзивные практики прописаны в стратегии национальной инститции Мистецький Арсенал, который входит в список 50 наиболее значимых государственных предприятий экономики Украины, рассказывает его генеральный директор Олеся Островская-Люта. В структуре этой культурной организации работает целый отдел, который занимается опытом пользователей пространства. В команде Арсенала убеждены, что каждому и каждой из посетителей должно быть комфортно, потому что это лучший способ проявить уважение к человеку и пригласить его к соучастию. Именно посредством вовлеченности людей и создания для них возможностей Арсенал привлекает новых гостей различных социальных групп и становится заметной модерновой платформой с высоким трафиком и вниманием.

Глобальная ИТ-компания SoftServe с главным офисом во Львове не внедряет инклюзии ради инклюзии, только потому, что это трендово. Понимание, реагирования и удовлетворения потребностей каждого работника или работницы – это уже часть культуры организации. В SoftServe на руководящих позициях работают люди на коляске, поэтому, например, список технических требований для организации любого события с участием этого бизнеса предполагает, что доступность должна обеспечиваться для всех без лишних вопросов. Одна из заметных направленных на инклюзию инициатив в компании введена также в процессе рекрутинга. Найм организован таким образом, чтобы избегать оценочных суждений в отношении кандидатов из-за их возраста, пола или, например, семейного статуса. Эксперты имеют доступ к информации исключительно о профессиональных умениях человека.

«Мы – celebrate diversity, потому что это нам дает нужные результаты эффективности», – уверяет Антонина Скрипник, Head of Financial Services Lab компании.

«Ашан Украина» существует на локальном рынке уже 10 лет и практики инклюзии внедрились в организации благодаря ее западному происхождению. Прием людей с особыми потребностями на работу был ценностным вызовом для украинской команды, но очень быстро стало нормой.

В XXI веке нужно переосмыслить понятие успеха и эффективности организаций. Рейтинг современных компаний должен заключаться не в количестве заработанных денег, а в показателях положительного влияния на мир. Об этом размышляет Ярослав Ажнюк, соучредитель еще одного глобального бизнеса родом из Украины – Petcube. Отношение к равенству и твердый акцент на уважении к инаковости у него выработались с детства и усилились благодаря опытам работы в США, где ментальность другая.

«Когда я жил в Киеве, то чувствовал себя белой вороной как украиноязычный парень. В школе мне приходилось воинственно противостоять ученикам и даже учителям, которые насмехались. А мне хотелось быть классным, чтобы люди стремились быть такими, как я. Поэтому, если хочется привлечь людей на свою сторону, надо показывать хорошие и красивые стороны своих идей, вместо того, чтобы втягивать оппонентов в противостояние», – убежден Ярослав.

Этого достаточно, чтобы продолжить обстоятельный разговор об инклюзии и выгоде от нее для украинского бизнеса? Очевидно, что да.

Есть ли в Украине еще компании, которые сознательно внедряют инклюзивные практики или имеют их «зашитыми» в своей культуре? Следует больше разведать. Собрать много владельцев или менеджеров бизнеса, которые могли бы рассказать о своем глубоком опыте разнообразия на работе и включении в свои команды разных и иных людей, пока сложно. Однако этого вообще нельзя было сделать еще несколько лет назад. Рост и изменение заметны, хотя даже самый маленький шаг в направлении раскрытия темы инклюзии, или усилия сделать ее видимой, даются через длительные переговоры и сомнения.

Важным сдвигом сделать наши труд и команды инклюзивными станет регулярная тренировка своей внутренней эмпатии и взгляда с другой точки зрения на нужды ближнего. Прежде всего из таких усилий сможет приняться больше бытовых решений, которые сделают процессы компаний инклюзивными.

А можно ли назвать инклюзивными компании, в которой работаете вы? Отзовитесь, если это так. Если нет, то какую инициативу можно было бы ввести на эту тему уже завтра?

Материал создан на основе дискуссии о выгоде для бизнеса от разнообразия. Событие организовано Образовательным центром по правам человека в Львове вместе с Львовской бизнес-школой УКУ.В разговоре приняли участие: Антонина Скрипник, Head of Financial Services Lab компании Softserve; Ярослав Ажнюк (через видеосвязь), соучредитель компании Petcube; Татьяна Герасимова, директор магазина Ашан Львов Чорновола; Олеся Островская-Люта, Генеральная директор Мистецького Арсенала; Дмитрий Щебетюк, телеведущий и соучредитель инициативы «Доступно.UA».

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений – в разделе Эксперты НВ Бизнес


Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию