Железнодорожная инфраструктура в проекте бюджета-2021: хорошие новости для Черкасс, Житомира и Василькова

28 сентября 2020, 15:30

Какие проекты заложены в бюджет и что они принесут экономике и украинцам.

Проект государственного бюджета на 2021 год, поданный Правительством в Парламент 14 сентября, имеет одно принципиальное отличие от 30 подобных документов, которые готовились во все предыдущие годы украинской независимости. Речь идет о 4,4 миллиарда гривень, предусмотренных на приобретение 100 пассажирских вагонов, а также на электрификацию трех участков, которые имеют принципиальное значение для улучшения транспортного сообщения соответствующих городов.

Видео дня

Эффект от приобретения пассажирских вагонов в целом понятен. Это поддержание и развитие парка УЗ. Более того, это мощный импульс для промышленности — прежде всего машиностроителей.

А вот эффекты от государственных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры менее заметны с первого взгляда. Но они куда более значительны и важны, прежде всего для развития территорий.

Итак, в проекте бюджета на 2021 год предусмотрено выделение 1,179 миллиарда гривен. Эти средства предусматриваются на реализацию трех проектов:

  • электрификация участка от станции им. Т. Шевченко до ст. Черкассы;
  • электрификация участка от станции Житомир до ст. Новоград-Волынский;
  • электрификация участка от станции Васильков-1 до ст. Васильков-2.

Что же принесет людям, территориям и государству в целом реализация этих проектов? Давайте разбираться.

Прежде всего стоит отметить, что в центральной и северной части Украины есть несколько областных центров, которые исторически оказались в стороне от основных железнодорожных магистралей. Это сделало их своеобразными «островами», а их жителей — фактически отрезанными от доступа к услугам железнодорожного транспорта. Сюда относятся Чернигов, Сумы, Житомир и Черкассы. В последних двух ситуация особо критична. Так, графиком движения поездов на текущий год через каждый их этих городов предусмотрено курсирование всего двух пассажирских поездов в дальнем сообщении. Это самый низкий показатель в Украине.

К примеру, через Винницу — город со схожими условиями расположения и количеством населения, курсирует более 20 пар поездов. Это отражается и на количестве пассажиров, которые ежегодно прибывают в город и убывают из города поездами дальнего следования. Так, в 2019 году услугами Вокзала Винницы на прибытие и на отправление воспользовались 2,5 миллиона пассажиров дальнего сообщения. Вокзал Житомира за этот же период обслужил 324 тысячи пассажиров (почти в 8 раз меньше), а Черкасс — всего 229 тысяч пассажиров (меньше в 11 раз). Это еще раз доказывает, что жители этих городов фактически лишены возможности полноценно пользоваться железнодорожным транспортом.

Говоря конкретно о каждом проекте, следует отметить следующее.

Электрификация участка от станции им. Т. Шевченко до ст. Черкассы. Расстояние от Киева до Черкасс составляет 246 км. Из них 216 км — это полностью электрифицированный участок, который является частью скоростного хода Киев-Днепр, по которому уже курсируют поезда ИНТЕРСИТИ+. Участок от станции им. Тараса Шевченко до станции Черкассы протяженностью 30 км на сегодняшний день не электрифицирован. Электрификация же этого участка позволит назначить курсирование поездов ИНТЕРСИТИ+ Киев-Черкассы со временем в пути ориентировочно 2 часа 45 минут (а для пассажиров, которые будут пользоваться в Киеве пересадочным узлом Выдубичи это время сократится еще на 10 минут). Черкасчане в результате получат быстрое, комфортное и безопасное сообщение со столицей.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Таким преимуществом для поездок в Киев очень успешно пользуются винничане: за 2019 год для поездок из Винницы в Киев и обратно железнодорожным транспортом воспользовались более 1,1 миллиона пассажиров. И направление Черкассы-Киев-Черкассы имеет не меньший потенциал, учитывая сходство географического расположения обоих областных центров относительно столицы. Более того, в отличие от того же Житомира или Чернигова, автомобильная дорога между Киевом и Черкассами не соответствует первой технической категории, что будет способствовать формированию устойчивого спроса на железнодорожные перевозки по этому направлению. Так что 1 миллион пассажиров в год — вполне реальная цифра для этого направления. А учитывая, что на сегодняшний день перевозки между Черкассами и столицей в основном выполняются 20-местными микроавтобусами — это минус 50 тысяч рейсов.

Конечно сразу же напрашивается логичный вопрос: откуда появится подвижной состав для обслуживания маршрута Киев-Черкассы. Ответ прост: Укрзализныця имеет два состава скоростных электропоездов Skoda EJ-675 вместимостью 639 пассажиров. С января 2019 года эти поезда не эксплуатируются и находятся в ожидании ремонта. После ремонта эти составы фактически идеально становятся на этот маршрут.

Электрификация участка от станции Житомир до ст. Новоград-Волынский. На сегодняшний день основной поток пассажирских поездов с западной части Украины на восток и юг следует электрифицированными маршрутами через Жмеринку, Бердичев и Коростень в обход Житомира. Причиной тому — отсутствие электрификации участка Житомир — Новогорад-Волынский. Для движения по неэлектрифицированным участкам необходимо использовать тепловозную тягу, которая в 6 раз дороже электровозной и влечет за собой целый ряд технических проблем. Поэтому для пассажирских перевозок выбираются электрифицированные маршруты, что логично.

В 2011 году была выполнена электрификация Фастов-Житомир в рамках большого проекта, но с тех пор работы по электрификации не ведутся. Это делает электрификацию до Житомира тупиковой.

Реализация же участка от станции Житомир до ст. Новоград-Волынский позволит обеспечить полностью электрифицированный маршрут для пассажирских поездов через Житомир. Станет возможным курсирование через Житомир до 10 пар пассажирских поездов. В результате житомиряне получат прямое железнодорожное сообщение фактически со всеми регионами Украины.

Следует отметить, что решение вопроса улучшения доступности жителей Житомира к услугам железнодорожного транспорта вообще не требует дополнительного состава — ведь для этого необходимо лишь внести коррективы в маршруты следования уже курсирующих пассажирских поездов.

Электрификация участка от станции Васильков-1 до ст. Васильков-2. Город Васильков с населением почти 40 тысяч жителей является фактически городом-спутником Киева. По разным оценкам ежедневная маятниковая миграция (количество людей, которые живут в Василькове и ездят в столицу на работу и обратно) составляет до 10 тысяч человек.

Станция Васильков-1 расположена на главном электрофицированном ходу Киев-Фастов. На ней делают остановки более 20 пар пригородных поездов. Но проблема этой станции с точки зрения обслуживания жителей Василькова заключается в том, что фактически эта станция расположена в 10 км от центра Василькова в поселке Калиновка. Поэтому чтобы добраться до этой станции, нужно пользоваться автотранспортом, что делает этот процесс очень неудобным. Как следствие — большинство горожан для поездок в столицу используют маршрутки или личный транспорт.

Станция же Васильков-2 расположена лишь в 500 метрах от центральной площади города Васильков, и курсирование пригородных поездов до этой станции было бы очень удобным для горожан. Время следования от Василькова до Центрального вокзала составило бы ориентировочно 40 минут, что сделало бы такое сообщение очень удобным для пассажиров.

Организация такого сообщения позволила бы переориентировать значительный пассажиропоток на этом направлении с автомобильного на железнодорожный транспорт. А это очень положительно скажется на уменьшение пробок на въезде в столицу с одесского направления.

Касательно подвижного состава для маршрута Киев-Васильков — УЗ имеет прекрасный опыт организации челночного движения. Такое же челночное движение должно быть организовано на этом направлении. При дальнейшем развитии проекта KyivCityExpress, данный маршрут должен в него входить.

Таким образом, реализация этих проектов сделает железнодорожный транспорт более доступным для жителей Черкасс, Житомира и Василькова. Более того, это позволит сократить использование личных автомобилей и пользование автобусами, что окажет значительный положительный эффект как на экологию, так и на безопасность дорожного движения.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X