IKEA в Украине: не лучший старт, но долгожданный гигант уже здесь

4 июня 2020, 10:00

Ценности и статистика шведской компании

Мое первое знакомство с IKEA состоялось весной 2016 года в уютном барселонском хостеле. Разглядывая на общей кухне простую, но удобную и привлекательно выглядящую посуду, я обнаружил, что ее производитель — тот самый, про которого я ранее только слышал. Это было немного волнующее начало.

Видео дня

С тех пор я больше узнал про ценности этой глобальной компании. Несмотря на ее почтенный возраст в 76 лет, текущие ценности IKEA выглядят полностью актуальными и призваны оказывать позитивное влияние на окружающий мир. Лично мне очень импонирует активная поддержка экологичного образа жизни путем максимального использования возобновляемых или перерабатываемых ресурсов при производстве и продаже товаров, а также увеличения срока их жизни.

И вот в мае 2020 года, после 15 лет периодических попыток захода на наш специфический рынок, IKEA наконец начала разворачиваться в Украине. Пока в ограниченном масштабе, как интернет-магазин для жителей Киева, но вскоре доставка будет доступна для всей страны, а в столице откроется первый «кирпичный» магазин.

Как лучше понять масштабы этого левиафана, который через сложную систему фондов и 11 франчайзи управляет более чем 430 крупноформатными магазинами в 56 странах мира на всех континентах, исключая Южную Америку (пока) и Антарктиду?

Начнем с основных цифр. За 2019 финансовый год IKEA получила 41,3 миллиарда евро дохода. Для сравнения, уже известная нам компания JYSK, которая управляет почти 2 600 магазинами в 50 странах, получила в 17,6 раз меньше (2,35 миллиарда евро). Безоговорочный ритейл-лидер Украины, сеть АТБ (более 1 100 магазинов), которая, правда, работает в другом сегменте рынка, показала товарооборот в 126,8 миллиардов гривен, или 4,38 миллиарда евро (в 9,4 раза меньше, чем доход IKEA за этот же период). А «Эпицентр К» и «Новая линия» со своими 70 торговыми центрами наторговали не менее чем на 50 миллиардов гривен, или 1,73 миллиарда евро (в 23,9 раза меньше, чем IKEA).

Теперь давайте посмотрим, с какими странами мы соседствуем в международной стратегии развития компании. В 2018 году первые магазины IKEA открылись в Индии, Латвии и Бахрейне, в 2019 — в Эстонии. На текущий год, помимо Украины, запланирован старт в Мексике и Словении, на следующий — в Чили и Филиппинах. Ну а такие большие рынки, как Бразилия и Новая Зеландия, к примеру, пока только исследуются.

В Европе неохваченными на сегодня остаются Люксембург, Беларусь, Молдова и пять стран Западных Балкан. То есть, с учетом рыночного потенциала и населения Украины, ждать больше было уже нельзя.

Потенциал нашей страны, к слову, был явно оценен неверно, несмотря на 15 лет исследований и ориентировочное понимание текущих объемов товара, ввозимого посредниками из польских магазинов сети. Иначе мы не наблюдали бы ряд неверных управленческих решений, когда сначала была запущена доставка по всей Украине, а уже на следующий день было принято временное решение ограничить ее пределами Киева.

Также следует отметить, что по факту отсутствуют некоторые товары из уже урезанного ассортимента в 3 600 позиций, с которым IKEA вышла на рынок (полный международный ассортимент составляет 12 000 позиций). В то же время, еще в сентябре 2018 года тогдашний главный исполнительный директор регионального подразделения компании говорил о том, что «можно было бы запустить сразу всю линейку [7 000 позиций], однако пришлось бы ждать еще год. Мы решили запуститься раньше на 50%, а со временем увеличивать количество товаров». Товарный запас оказался явно недостаточным.

Как говорил основатель компании Ингвар Кампрад в своей откровенной книге «История IKEA», «никто не испытывал столько неудач, сколько испытывал я». Однако он, не смотря на все преграды, все равно смог превратить свою юношескую идею, рожденную на ферме в шведской глуши, в глобальный конгломерат, продающий мебели больше, чем все конкуренты, и потребляющий 1% древесины на планете.

Легендарный предприниматель ушел из жизни в 2018 году, прожив 91 год, а его многопрофильное наследие, в которое он вложил столько времени и сил, продолжает устойчиво развиваться, исполненное энтузиазма, рациональности и желания менять к лучшему мир 21-го столетия вокруг себя.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X