Рынку e-commerce нужен зеленый свет

0 комментировать
Синергия онлайн-торговли, доставки и финансовых услуг если не приведет к украинскому экономическому чуду, то гарантировано послужит триггером для развития смежных бизнесов

Это возможно при условии, что электронной торговле и всем ее составляющим дадут дорогу. Пока же у власти нет глобального понимания, как сделать так, чтобы работа этих рынков приносила выгоду гражданам, бизнесу и стране. Большинство законодательных инициатив, связанных с рынком e-commerce, – попытки его зарегулировать, взять под контроль или обеспечить выгодные условия отдельным игрокам.

Только за последние месяцы в парламенте зарегистрировали целый пул законопроектов, которые дают тревожный сигнал. Под видом правильной идеи – детенизации импорта и расчетов в сфере торговли – проходят проекты законов, защищающие интересы крупных сетевых ритейлеров. В случае их принятия эти законы послужат препятствиями для рынка электронной коммерции.

Чтобы понять, что своими действиями государство создает препятствия для e-commerce, достаточно взглянуть на те инициативы, которые уже реализованы или активно продвигаются сейчас.

С конца прошлого года все "единщики", продающие сложную бытовую технику, подлежащую гарантийному ремонту, обязаны применять РРО. При этом, права потребителя закон защищает только при наличии чека РРО. То есть, контролировать соблюдение закона в этой части государство обязало покупателя.

Параллельно инициировали снижение беспошлинного таможенного лимита на импорт товаров со €150 до €22. До регистрации законопроекта в Раде дело не дошло, поскольку получило широкий негативный резонанс. Но его бенефициары, крупные офлайн-сети, через новые законопроекты продвинули другое новшество. Ограничить лимит беспошлинного и безналогового ввоза до €150 в месяц, а не в день, как сейчас. А суммарный вес таких товаров не должен превышать 30 кг в месяц.

По мнению авторов, так выглядит детенизация импорта. Борьба с контрабандой – это, безусловно, необходимо, но в таком виде эта борьба больше направлена на онлайн-магазины. Авторы этих инициатив фактически презюмируют, что онлайн-ритейлеры ввозят товар с нарушением таможенных правил. Этим дискредитируется сама идея e-commerce как честного бизнеса. В результате, потребители потеряют возможность сэкономить при покупке качественных товаров за границей.

Чтобы действительно бороться с беспошлинным ввозом товаров для дальнейшей их перепродажи, нужно выявлять конкретные факты таких нарушений и привлекать виновных к ответственности. Пока что это выглядит, как обвинение всего e-commerce в том, что он нарушает таможенное законодательство и уклоняется от уплаты налогов.

Что происходит дальше? Усиление ответственности за неиспользование РРО. В июле в парламент подают законопроект №6757 о детенизации расчетов в сфере торговли и услуг. Среди прочего, в нем предлагают вернуть лучшую практику авторитаризма: украинцам предлагают доносить на недобросовестных продавцов. Согласно проекту закона, потребитель, обнаруживший невыдачу чека на сумму от 850 грн и направивший жалобу в ГФС, получит 100% стоимости покупки.

Компенсацию хотят выплачивать за счет взысканных в бюджет штрафов, а эти самые штрафы планируют увеличить вдвое. Согласитесь, такое усиление карательных мер выглядит очень странно для страны, декларирующей курс на либерализацию ведения бизнеса.

Все это происходит на фоне того, что государство уже несколько лет не может урегулировать вопрос применения РРО при оплате потребителем товара не в момент его отгрузки, а в момент доставки, да еще и третьим лицом. Ни один закон не дает ответа на вопрос: как быть с выдачей чека, если товар отгружен в один день, а оплата прошла через день, два, три? Что делать с так называемым кассовым разрывом?

Возможность направить потребителю электронный расчетный документ не предусматривается, хотя это было бы логично. Общая позиция государства выглядит неконструктивной. Контроль и санкции усиливаются, а понятный механизм применения РРО при дистанционной торговле до сих пор отсутствует.

Помимо инициатив по РРО, у творцов законов есть другие идеи. Например, закрывать сайты онлайн-магазинов без решения суда (законопроект №6754), что якобы поможет идентифицировать продавца при торговле через интернет.

При этом, Госпродпотребслужба получает расширенные полномочия и рычаги влияния. Использовать их она сможет только для онлайн-торговцев. Но ведь есть еще другие способы торговли – рынки, офлайн-розница?! Создается впечатление, что только интернет-площадки могут нарушать права потребителей в Украине, а офлайн-сети такого не допускают.

С таким курсом законотворческой деятельности развитие e-commerce в Украине под угрозой. По данным E-commerce Foundation, наш рынок онлайн-торговли растет быстрее всех в Европе, а во всем мире онлайн занимает уверенные позиции там, где раньше царил офлайн.

К такому перспективному рынку как электронная коммерция нужно подходить без предвзятости. Нужно изучить его и дать развиваться. Это возможно, если установить четкие и приемлемые правила игры. Пока что же попытки его урегулировать выглядят, как отсылка в совковые законы. Написанные под торговлю офлайн, почту СССР и монополию государства на осуществление почтовых переводов.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: